На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 252 подписчика

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Перевод казахского на латиницу: что это было


Тимур Никитин

14.04.2017

Как уже известно всем, президент Казахстана объявил форсированный переход казахского языка на латинский алфавит. Это заявление дало моментальный и очень широкий резонанс, выходящий далеко за пределы казахстанского информационного поля.

Отреагировали сразу и все местные, и российские, и западные СМИ. Как и сами граждане РК и не только посредством социальных сетей. Представить себе такую реакцию даже не на событие, а на заявление лет хотя бы пять назад просто невозможно. При всех аргументах в пользу того, что заявление это весьма политическое и очень даже медийное, оно всё-таки главным образом внутреннее. И затраты, и результаты этого решения (которого пока формально нет) Казахстан понесёт и получит всё-таки самостоятельно.

...Это иллюстрация уже набившего всем оскомину, но вполне актуального факта: “информационная” и объективная реальность пересекаются всё реже. Основная причина - вовлечение всё большей доли населения планеты в формирование “информационной реальности”, естественно, с пропорционально снижающейся четкостью изображения.

Так, западными СМИ, а также многими российскими “экспертами” новость была истолкована исключительно как “уход Казахстана из “Русского Мира”. Причем тональность была, конечно, разной - от откровенной радости до “караула”. Но в оценках разные стороны большого информационного противостояния на редкость сошлись. Это к тому, что какой бы смысл ни вкладывал автор в заявление, жить придется именно с тем, как его истолкуют. Полагать, что президент РК не знает об этом - означает совсем ничего не знать о главе Казахстана.

Что касается самой схемы принятия и исполнения внутренних решений в Казахстане, то она остается долгие годы стабильной и неизменной. Любое хоть сколько-нибудь значительное событие в РК проходит следующие стадии. Инициатива “снизу” - общественный резонанс (какой бы ни был) - объявление о необходимости “посоветоваться с народом” - объявление о том, что событие будет отложено/растянуто/проведено строго по закону - тишина и переключение внимание на “звездные/коррупционные скандалы” - и, внимание, внезапное и ускоренное осуществление задуманного. И главное - сам процесс формального принятия решения и приведения его в исполнение всегда проходит очень тихо, буднично и даже без тени последствий, так бурно обсуждавшихся в ходе этапов №№ 2 и 3 (общественная дискуссия и доработка инициативы согласно “воле народа”). Ну сравните хотя бы с недавней конституционной реформой, о которой мы писали.

Какова была реакция в казахстанском обществе, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Потому что среднестатистическому казахстанцу немного некогда заниматься обсуждением того, что непонятно как поможет ему в решении ежедневных задач и проблем. А если и доставит новых трудностей, то он - человек привычный. К тому же он не очень-то представлен в фейсбуке, в отличии от узкой категории граждан, склонной выдавать себя за весь народ, а свои представления(весьма пестрые и не всегда согласованные между собой) - за народные чаяния. Уэ они-то представлены в информационной среде полностью и даже иногда влияют на некоторых представителей большинства, но несильно и ненадолго.

Что касается реакции генераторов и потребителей казахстанского информационного поля, то тут всё очень ярко, на первый взгляд весьма свежо и живо, а при пристальном рассмотрении - как говорится в тройной цитате, “Скучно, девушки”. В том смысле, что все остались при своих. Президент сразу же после заявления подчеркнул, что никакого политического подтекста искать не нужно и ни на какие достигнутые ранее договоренности и приоритеты (включая внешнеполитические) переход на латиницу не повлияет. Парламентарии дежурно исполнили партию бэк-вокала: один отметил важность продуманной и постепенной реализации этой сверхсвоевременной инициативы, а другой, как положено, помянул репрессированных тоталитарным государством предков. Тот самый парадоксальный класс полуоппозиционеров-полугосслужащих, сложившийся из недавних “западников” и “патриотов националистического толка, ликует, хотя и не очень искренне - больше назло тем, кто раньше злорадствовал по поводу откладывания латинизации в долгий ящик. Противники латинизации - еще более пёстрая категория - предсказуемо высказались против. Иногда даже пользуясь рациональными аргументами, вроде “на какие средства” или “разве нет других проблем”. Но если этим аргументам не вняли тогда, то с чего вдруг они должны быть услышаны сейчас, когда решение уже принято и подхвачено. Если и есть у этого события хоть какое-то внятное значение, то это просто еще одна, довольно грубая (какие сейчас и требуются) линия раскола казахстанского общества. Новый, более упрощенный индикатор политических и мировоззренческих пристрастий.

По самому содержанию вопроса. Кратко, ибо информации в интернете - с избытком. Начнем с того, что да, с 1929 года по 1940 все тюркские (и далеко не только они) народы СССР пользовались латинским алфавитом (инициатива тов. Луначарского на фоне успешного опыта М.Кемаля в Турции). А с развалом СССР латиница очень быстро была введена в Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане и Молдавии (даже до 1991 года). Казахстан и Кыргызстан остались при полностью удовлетворяющей потребности кириллице, что сейчас подается как временная сознательная мера по консолидации молодого общества молодой страны.

Впервые в Казахстане заговорили о переходе на латинские буквы еще в начале 2000-х. С самого начала латинизация рассматривалась только в контексте развития казахского языка, как одного из основных факторов казахской государственности. В 2007 году Комитет по науке Министерства образования и науки РК даже составил аналитическую справку с опорой на статистические показатели 2005 года. Там рассчитали, что полноценный переход на латинский алфавит будет стоить “всего-то” около 36 млрд. тенге и займет каких-то 2-3 года. О том, насколько эта цифра объективна, можно спорить, но ссылка на расчеты дана - это поле для субъективных оценок. Однако даже самый внимательный читатель не найдет там прогнозов по размеру экономической выгоды от внедрения латиницы, даже косвенного. Да и объем расходов никто на “коэффициент коррупции” не умножал.

Дискуссия нарастала весьма слабо в силу разных причин. В итоге она была заслонена основным вопросом - укреплением статуса казахского языка, переводом государственного документооборота на государственный язык и балансирующими мерами в отношении русского языка. Не следует забывать также, что все эти события происходили на фоне первой волны мирового финансового кризиса, резко выразившегося не только на реальном положении в экономике страны, но и на настроениях всех ее субъектов. В общем, в 2011 году была принята программа развития казахского языка и впервые упомянута концепция "трехъязычия". А в 2012 году президент объявил. что вопрос о переходе на латинский алфавит - важный, но немножко несвоевременный, а посему переход на латиницу откладывается до 2025 года.

С тех пор в реальной языковой политике мало что изменилось. Реклама стала обязательно двуязычной. На смартфонах появилась удобная казахская раскладка. Общество редко возвращалось к теме языка самостоятельно и иногда косвенно касалось этого вопроса в ходе обсуждения какой-нибудь отдаленно связанной темы. Все больше стращали трехъязычием - в основном пугались родители школьников младших классов. Ну а главное - были выделены колоссальные деньги на развитие языка, которых по доброй традиции были освоены по целевым направлениям и.. и всё. Доля граждан, владеющих государственным языком прирастает только за счет совершеннолетия детей из и без того казахскоязычных семей. А степень владения казахским языком тех, кто им не владел - в лучшем случае остается на том же уровне. Правда Министр культуры РК недавно доложил, что 80% казахстанцев овладели государственным языком вполне. Но вы посмотрите ссылку на программу развития от 2011 года выше - там просто в планах было к 2017 году, чтоб 80% овладели.

В общественной дискуссии по этому вопросу, точнее, в том цирке, который ею зовется, также все годы сохранялся своеобразный “паритет непонимания”: противники и сторонники не только латинизации, но и вообще национально-ориентированного вектора развития страны опираются на разные мировоззренческие платформы и объединяются только плюс-минус едиными бытовыми потребностями. Сейчас сторонники перехода к латинскому алфавиту еще меньше склонны к рациональным аргументам, чем в 2007 году. Учитывая, что сегодня экономическая ситуация еще более “специфическая”, их можно понять. Даже при демонстративном пренебрежении формальной логикой, принятом в современном казахстанском обществе, доказать экономическую целесообразность этой веселой затеи будет довольно трудно, может поэтому все - от самого верха и до самого низа(во всех смыслах низа) - фокусируются на общих бездоказательных фразах (вроде “сделает казахский язык открытым миру, технологиям и вообще”) или идеологических установках а-ля 1991 (вроде “кириллица ассоциируется с колониальным прошлым и не была выбором казахов, а лишь навязанной тоталитарным государством необходимостью”).

А реальная жизнь всё это время была наполнена несколькими существенными девальвациями национальной валюты, скандалами в банковской и аграрной сфере, терактами, тревогой за пенсионные накопления, коррупционными скандалами и множеством других реально ощутимых экономических и социальных проблем. Буквально под занавес 2016 года наметились и экономические и политические предпосылки для выправления ситуации и начало 2017 года ознаменовалось новыми вызовами, которые должны были сплотить казахстанское общество и даже довольно скоро привести его обратно на путь развития и улучшения жизненных кондиций. Усилилась и изменилась роль РК в будущем ЕАЭС, как и общий потенциал и перспективы самого ЕАЭС. И сразу же начали трещать его самые разнообразные швы. Есть точка зрения, что недавние разногласия между РФ и РБ как раз об этом. Есть даже мнение, что существенное сближение РК и РФ будет вовсю компенсироваться расширением сотрудничества РК с НАТО, ЕС и США, а также - куда без него - повышением температуры братской любви в рамках Тюркского мира. Чем считать сегодняшнюю новость - пока не понятно.

Вот казахский вариант неув. М.Ходорковского - равно неув. М.Аблязов считает, что это нас опять отвлекают от очередной девальвации национальной валюты. Но правило “каждый рассуждает в силу собственных наклонностей и моральных прерогатив” никто не отменял, поэтому посмотрим.

Есть большая вероятность, что реализация этого прорывного замысла примет не те формы, которых так опасаются или ждут будущие участники и наблюдатели этого процесса. А если учесть эффективность исполнительных органов в реализации бюджетных программ(озадачьте поисковик в духе “Казахстан-2030” , “Казахстан-2050”, “ГПФИИР” и так далее), то и вообще понятно, что переживать рано. Хотя проблема с важностью всегда одна и та же - недооценивать тоже нельзя.  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх