На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 248 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Почему Белоруссия не рада послу-силовику из России

В Минске не спешат выдать агреман Михаилу Бабичу. Назначение послом выходца из КГБ встревожило Лукашенко

«Заговор молчания»

Прошло больше двух недель с тех пор, как комитет Госдумы по СНГ поддержал кандидатуру полпреда президента в Поволжье Михаила Бабича на пост посла РФ в Белоруссии. За все это время в Минске по поводу российского посла не высказался вообще никто из чиновников, включая самого Александра Лукашенко (что само по себе необычно). Этот «заговор молчания» в белорусской политической традиции говорит об одном: Михаилу Бабичу официальный Минск не рад. Белорусский МИД до сих пор не дал новому послу агреман. Во внешнеполитическом ведомстве даже отказываются обсуждать этот вопрос с журналистами. Не исключено, что белорусский лидер все еще рассчитывает уговорить Владимира Путина назначить другого посла.

В прошлом подобная ситуация уже возникала. 13 лет назад в Минск послом назначили экс-губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова, но его высказывания не понравились Лукашенко, и МИД Белоруссии нового посла принять отказался. Тогда послом стал бывший алтайский губернатор Александр Суриков. Он пришелся ко двору и представляет Россию в Белоруссии уже 12 лет. Александру Сурикову 77 лет, и вопрос замены его новым дипломатом давно обсуждается в России. Недавно Суриков дал интервью белорусским СМИ, воспринятое ими как прощальное: он фактически подвел итоги своей работы.

За 12 лет работы в Минске Суриков очень часто выступал в роли голубя мира — открыто поддерживал Лукашенко в спорах с российскими чиновниками, старался сглаживать острые углы в двусторонних отношениях, а временами и вовсе заступался за официальный Минск перед Кремлем. Это был «комфортный» посол, на смену которому Владимир Путин отправляет выраженного «ястреба».

Жесткая рука Москвы

В 2016 году Кремль попытался назначить Михаила Бабича послом в Украину. Это назначение даже было сделано официально, но без предварительного согласования с украинской стороной. В Киеве Бабича видеть не захотели, посольского агремана не дали. Год спустя муссировались слухи, что именно Бабич вместо Суркова в дальнейшем будет курировать в администрации президента отношения с ДНР, ЛНР и другими непризнанными республиками (вроде Приднестровья).

Полпред Бабич — чиновник с имиджем жесткого управленца. Он формировался всю его карьеру (изначально — военную, начавшуюся в ВДВ и войсках КГБ СССР). Он укрепился во время работы главой правительства Чечни сразу после второй войны, когда Москве в регионе требовалось «жесткая рука», способная заставить слушаться местные элиты. Работа в депрессивных регионах Поволжья тоже была непростой.

В Минске совсем не обрадовались назначению послом человека, фамилия которого прямо ассоциируется с силовым давлением и «вежливыми людьми». К тому же недавно стало известно, что Бабич помимо назначения на должность посла также будет назначен спецпредставителем президента.

Добавленный к званию посла статус спецпредставителя дает чиновнику дополнительные рычаги влияния. Он получает право ставить задачи российским органам исполнительной власти, собирать совещания с участием чиновников правительства.

Лукашенко очень любит бравировать тем, что в случае необходимости он может «решить все вопросы» в отношениях с Россией в обход правительственных чиновников — напрямую с Путиным. Очевидно, дав Бабичу дополнительный статус, Кремль хочет лишить Лукашенко возможности прямого выхода на Путина — все вопросы теперь можно решать с послом. Большего унижения придумать сложно.

Обмен любезностями

Пока Минск по-прежнему остается «самым преданным союзником» (по крайней мере на словах) и стратегическим партнером для Москвы, — но партнером все более проблемным. Минск налаживает отношения с Западной Европой и Украиной, делая их все более сильным экономическим противовесом, позволяющим экономике Белоруссии меньше зависеть от российских субсидий.

Уже в следующем году в стране могут пройти президентские выборы, вскоре за которыми последуют и парламентские. Подходит время договариваться с Москвой о ценах на газ после 2019 года, что крайне чувствительно для белорусского руководства. То есть ближайшие год-полтора — идеальное время для более жесткой российской политики в отношении официального Минска.

После того, как Госдума поддержала кандидатуру Бабича, Владимир Путин позвонил Александру Лукашенко и пригласил его в Сочи — «встретиться, обсудить вопросы». Хотя президенты виделись совсем недавно «в раздевалке» ЧМ по футболу. В независимых белорусских СМИ это приглашение было воспринято однозначно: «Путин вызвал Лукашенко на ковер», скорее всего — чтобы объяснить ему, почему нового посла нужно принять как должное.

Видимо, примерно так это воспринял и сам Лукашенко. Он дал понять, что имеет собственные рычаги давления на Москву. 24 июля белорусский президент подписал указ, которым увеличил с 5 до 30 суток срок безвизового пребывания иностранных граждан в Белоруссии. В начале 2017-го, когда был введен пятидневный безвизовый режим, Россия в ответ установила на границе с Белоруссией пограничную зону. Теперь в Москве объявили, что с 1 августа прекращается пропуск граждан третьих стран через белорусско-российскую границу. Это сильно ударит по белорусским доходам от транзита — теперь фуры с иностранными водителями будут вынуждены объезжать Белоруссию через Латвию и Украину.

Это привычная тактика Александра Лукашенко — «накачивать» ситуацию в отношениях с Москвой накануне важных встреч с российским коллегой. Не случайно в последние недели обострилась «молочная война», вновь подняли в Минске и вопрос цен на газ. Судя по всему, белорусский лидер планирует дорого продать Кремлю свое согласие на приезд в Минск такого посла как Михаил Бабич.

Денис Лавникевич, Минск

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх