Максим Барщевский предлагает Вам запомнить сайт «Подробно о главном»
Вы хотите запомнить сайт «Подробно о главном»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Видеть все. Думать о главном

МИД 404 вызвал на ковёр итал…

МИД 404 вызвал на ковёр итальянского посла: Сальвини оскорбляет «революцiю гiдностi»!

21 июл, 13:59
0 0
Неподсудны: американо-израил…

Неподсудны: американо-израильское превосходство. А мир стыдливо промолчал

21 июл, 13:56
0 0
Казус Поклонской

Казус Поклонской

21 июл, 13:44
0 0
Читать

До и после 1917 года: когда Россия развивалась быстрее?

развернуть
До и после 1917 года: когда Россия развивалась быстрее?

До и после 1917 года: когда Россия развивалась быстрее?

А давайте сравним развитие России при Сталине и при Николае II. Как вы знаете, я не являюсь горячим поклонником ни первого, ни второго исторического персонажа, так что можно надеяться, что мне удастся сделать более-менее непредвзятое сравнение.


На «Руксперте» есть список крупных проектов каждой эпохи. Пожалуй, интереснее всего будет взять для Сталина период 1924 по 1934 годы, а для последнего императора — с 1906 по 1917.

Начнём по порядку.

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_19...)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_...)

1. Храмы

Николай II построил храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и Александро-Невский собор в Варшаве. И то, и то — безусловные памятники архитектуры. К сожалению, поляки разрушили свой собор в 1920 году, так как он напоминал им о русском господстве над Польшей, однако храм в Петербурге по-прежнему радует своей красотой жителей города и многочисленных туристов.

Сталин храмов не строил. 1:0 в пользу Николая.

2. Корабли

Николай II в интересный нам период спустил на воду несколько линейных кораблей и несколько броненосных крейсеров. После войны с Японией нужно было восстанавливать флот и, судя по темпам строительства, примерно к 1919 году Россия должна была получить достаточно кораблей, чтобы полностью оправиться от той неудачи. К Революции успели сделать не всё, однако всё же примерно десяток крупных кораблей успешно сошёл со стапелей.

Уже в двадцатых годах Сталину удалось достроить три царских корабля: лёгкие крейсеры «Профинтерн» (ранее «Светлана»), «Червона Украина» (ранее «Адмирал Нахимов») и «Красный Кавказ» (ранее «Адмирал Лазарев»). Это очевидно меньше, чем успели до 1917 года. Итого 2:0 в пользу Николая.

3. Морские порты

Николай II построил два крупных порта, Туапсе и Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Сталин крупных морских портов не строил. 3:0 в пользу Николая.

На всякий случай ещё раз замечу, что я рассматриваю только два периода — с 1906 по 1917 для Николая и с 1924 по 1934 для Сталина. Когда я пишу «Николай построил» или «Сталин построил», я имею в виду именно эти годы. Желающие посмотреть, например, что строил Николай II с 1894 по 1906 год могут сделать это самостоятельно вот здесь:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты

4. Железные дороги

Николай II продолжил начатое ещё его дедом, Александром II Освободителем, массовое строительство железных дорог. Перечислять все построенные ветки нет никакой возможности, поэтому я просто отмечу, что всего было реализовано около 60 по-настоящему крупных железнодорожных проектов, таких как, например, Амурская железная дорога или участок Пермь-Кунгур-Екатеринбург.

Строил железные дороги и Сталин: с интенсивностью примерно в три раза меньшей, чем в царское время. Так, Сталину удалось достроить дорогу Казань-Свердловск, которая была примерно наполовину построена при Николае, но сильно пострадала во время Гражданской войны.

В целом преимущество Николая II опять-таки очевидно, так что итоговый счёт становится 4:0.

5. Автомобильные дороги

Крупных дорог Николай II построил две: Амурскую колёсную дорогу из Хабаровска в Благовещенск и Чуйский тракт для связи с Монголией. Их общая длина составила более 2,5 тысяч километров.

Сталин в рассматриваемый нами период сравнимых по масштабу автомобильных дорог не строил. 5:0 в пользу царя.

6. Крупнейшие мосты

Николай Романов построил пять важных мостов — два моста через Волгу, мост через Днепр, мост через Амур и мост через Западную Двину.

Сталин построил мост через Обь в Новосибирске — несомненно большой, но всё же меньший, чем целых пять императорских мостов. Пока что Николай II выигрывает всухую, 6:0.

7. Угледобывающие предприятия

При царе заработали Кузнецкие каменноугольные копи в Кузбассе и Чжалайнорские копи в Китае. Чтобы вы не удивлялись: китайские копи располагались рядом с границей России и были нужны для снабжения топливом стратегически важной Китайско-Восточной железной дороги, КВЖД.

Сталин крупных угледобывающих предприятий не открывал. 7:0.

8. Трубопроводный транспорт

Если не считать относительно короткие трубопроводы длиной менее 200 километров, Николаю остаётся записать себе в зачёт только керосинопровод Баку-Батум, крупнейший в мире трубопровод своей эпохи.

Сталин построил нефтепроводы Грозный-Туапсе, вторую ветку трубопровода Баку-Батуми и трубопровод Армавир-Трудовая.

В этом разделе красный вождь наконец-то вырывает у императора очко. 7:1.

9. Тепловая энергетика

Царь построил пять больших электростанций: в Москве, в Петербурге, в Лодзи, в Баку и посёлке Электропередача, известном сейчас как город Электрогорск.

Сталин развил в этом направлении куда как более кипучую деятельность: были построены 22 ЛГЭС, МГЭС и ГРЭС на разном топливе. Второе очко коммуниста, 7:2.

10. Гидроэнергетика

В этой области Николай II не отличился. Строительство ГЭС в районе Петрограда начали было ещё в 1916-1917 годах, однако заканчивал Волховскую ГЭС имени Ленина уже Сталин, она заработала в 1926. Также при Сталине были запущены Днепровская ГЭС и первая очередь Свирской ЛГЭС-9.

Счёт начинает выравниваться, 7:3.

11. Промышленность стройматериалов

Под Брянском в 1900 году успешно завершилось строительство «Мальцовского портланд цемента». И так немаленький завод к 1913 году был расширен ещё дважды, его фактическая мощность достигла колоссальных 220 тысяч тонн в год. Предприятие существует в выросшем вокруг него городе Фокино до сих пор.

Сталин в этой отрасли промышленности сопоставимых успехов не добился. 8:3 в пользу императора.

12. Металлургическая промышленность

При царе был построен завод «Никополь» в Мариуполе и были перевооружены ещё два завода — Ижорский в Петербурге и Лысвенский в Лысьве (Пермский край). Все три проекта были крупными.

Сталин реализовал шесть крупных проектов, в том числе и путём слияния двух дореволюционных заводов в Мариуполе. Шесть больше трёх, так что Сталин зарабатывает ещё одно очко, 8:4.

13. Машиностроение

Дореволюционное машиностроение было по ряду причин связано преимущественно с кораблями. Россия была, конечно же, одним из лидеров в этой отрасли. При царе начала работать Путиловская верфь, в настоящее время «Северная»:

http://ruxpert.ru/Северная_верфь

Был перевооружён сильно пострадавший от разорительных стачек Путиловский завод. Началось производство на судостроительном и механическом заводе в Ревеле, заработал судостроительный трест «Наваль-Руссуд» в Николаеве. Был модернизирован Обуховский сталелитейный завод, на нём производились орудия для линкоров. Наконец, были введены в строй крупносортный стан 620 и прочее тяжёлое оборудование на заводах Краматорского металлургического общества.

Активно развивал машиностроение и Сталин, однако уже в другом направлении. Заработали Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Уралмаш, Челябинский завод гусеничного тракторостроения. Была проведена коренная реконструкция Луганского паровозостроительного завода, в Москве заработал ГПЗ-1, первый крупный подшипниковый завод в стране.

Итого шесть крупных проектов у царя против семи крупных проектов у генсека. Примерно поровну, но, пожалуй, правильнее будет всё же начислить очко красной команде. 8:5.

14. Гидротехнические сооружения

Император построил два огромных сухих дока, один во Владивостоке и один в Кронштадте. Оба дока с некоторыми оговорками работают до сих пор.

Сталин прорыл Беломоро-Балтийский канал имени самого себя. Интересно, что несмотря на почти полное отсутствие механизации, канал был готов за рекордные два года.

Два проекта против одного, очко царю. 9:5.

15. Наука и образование

Правительство Империи вплотную занялось в те годы Арктикой. На Невском судостроительном заводе были построены ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр», на них военные моряки прошли из Владивостока в Архангельск, открыв по дороге последний неизвестный крупный архипелаг на планете, Землю Императора Николая II, ныне известную как Северная Земля.

Сталин крупными научными и образовательными проектами в тот период не отметился. 10:5.

16. Фортификационные сооружения

Николай II строил крепости довольно активно. Был укреплён и реконструирован Владивосток, была построена мощная морская крепость на подступах к Санкт-Петербургу. Был реконструирован Новогеоргиевск, важнейшее звено в системе Варшавского укреплённого района, была построена первоклассная крепость в Гродно. Были завершены и ещё несколько крупных проектов крепостей и фортов.

Сталин крупных крепостей и фортов не строил. 11:5.

17. Перевооружение армии и флота

Огромные ресурсы вкладывались при Николае II в новые виды вооружений. Был создан с нуля императорский военно-воздушный флот, в который одних только тяжёлых бомбардировщиков вошло 60 бортов. Были созданы автомобильные войска общей численностью в 10 тысяч автомобилей. Было организовано первое в мире броневое подразделение, которое к 1917 году разрослось до 7 бронепоездов и 300 бронеавтомобилей. Полевая артиллерия перешла на скорострельные трёхдюймовые орудия.

Сталин, конечно, тоже занимался армией, однако ресурсов у Советского Союза было всё же поменьше, поэтому ничего, дотягивающего до имперских масштабов, в те годы (1924-1934) выделить нельзя. 12:5 в пользу последнего Романова.

18. Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Император отметился пятью мероприятиями — роскошным празднованием 300-летия дома Романовых в 1913 году и... четырьмя выборами в Госдуму, затраты на которые были в те годы очень велики.

Сталин, в свою очередь, больше налегал на промышленность и на спорт. На Днепре был построен комплекс из Днепровского комбината и Днепровской ГЭС, был запущен Урало-Кузнецкий комбинат, работающий на уральской руде и кузнецком угле. Были проведены Всесоюзная спартакиада и Всесоюзная перепись населения.

Формально у Николая проектов больше, однако я всё же считаю правильным отдать это очко Сталину — его проекты этого раздела выглядят явно более значимыми, нежели царские. 12:6.

Подведу итог

Итак, Николай II выиграл у Сталина с убедительным двукратным перевесом. Из этого, конечно, не следует, что Николай был вдвое талантливее Сталина как управленец — во-первых, мой подсчёт был крайне приблизительным, а во-вторых, когда Сталин пришёл в 1924 году к власти, страна была разорена Революцией и Гражданской войной. Опять-таки, из-за смены формаций дефицит кадров в СССР был острейшим — квалифицированных управленцев отчаянно не хватало.

Желающие дополнить списки крупных проектов тех периодов приглашаются в обсуждение статей на «Руксперте», желающие сравнить другие эпохи могут сделать это самостоятельно вот здесь:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты

Полагаю, многим было бы интересно, если бы я добавил к Николаю со Сталиным ещё и нашего президента, однако тогда игра получилась бы не очень увлекательной — Путин, конечно же, выигрывал бы с разгромным счётом и у того, и у другого:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин...)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин...)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин...)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин...)

На всякий случай ещё раз повторю, что моё сравнение ни в коем случае не претендует на звериную серьёзность научного труда. Я всего лишь захотел наглядно показать, что же строила наша страна в те два коротких и весьма непростых отрезка времени.


Источник →

Опубликовано 12.07.2018 в 12:18

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

ira pelmenewa
Вениамин Цыкало
Виктор Турин
Станислав
Сергей Захаров
Павел Чунин
Есть ещё ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ!
Павел Чунин Поклонская бросила вызов пенсионной реформе.
валерий новиков
Вадим Григоричев
Валерий
Молодец так держать!!!!!
Валерий Поклонская бросила вызов пенсионной реформе.
Свежие дискуссии
Поклонская бросила вызов пенсионной реформе.
20 июл, 23:07
+8 5
Госсекретарь США о возможной встрече Путина и Трампа в Вашингтоне: «Диалог крайне важен для обеих сторон»
21 июл, 04:42
0 1
Почему Поклонская голосовала против пенсионной реформы
20 июл, 15:20
0 0
Еще один козырь в баталии "Нафтогаза" и "Газпрома"
20 июл, 15:31
0 0
"Преступление" без наказания? Наталья Поклонская снова проявила характер
20 июл, 15:32
+1 0
Трамп, Черногория и Апокалипсис - история одного скандала
20 июл, 15:33
0 0
Войны — это хорошо, Путин — это плохо?
20 июл, 15:49
0 0
"Железный капут" или бесхозная броня Украины
20 июл, 15:35
0 0
Госдума повысила пенсионный возраст в первом чтении: хит-парад лжи о реформе
20 июл, 15:51
0 0
Партия бомжей Навального «пролетела» мимо регистрации
20 июл, 15:25
0 0
Россия могущественная и одновременно беспомощная страна
16 июл, 19:53
+85 62
Еще один повод гордиться президентом, или как Путин американцам интервью давал
18 июл, 16:22
+50 19
Как сладко стало предавать Россию...
17 июл, 22:21
+43 24

Люди

8580 пользователям нравится сайт vsepodrobnosti.ru

О сайте

  • Самые важные и актуальные политические, экономические и социальные новости каждый день на нашем сайте. Лента новостей дня — это срочные и важные информационные сообщения из авторитетных источников. Мы выбираем последние новости экономики, политики, спорта, бизнеса, происшествий - главные события за сегодня. Все новости России и мира, которые важно знать, публикуются круглосуточно и без выходных – здесь самая полная новостная картина дня к этому часу
  • Ключевые слова: главное, дискуссии, новости, обзор, события