Максим Барщевский предлагает Вам запомнить сайт «Подробно о главном»
Вы хотите запомнить сайт «Подробно о главном»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Видеть все. Думать о главном

Украина задолжала жителям До…

Украина задолжала жителям Донбасса почти миллиард гривен зарплат, но нашла деньги на вышку для телепропаганды

28 июл, 21:43
0 0
"Карбоновые призраки": углеп…

"Карбоновые призраки": углепластик скроет самолеты ВКС России от радаров

28 июл, 21:39
0 0
Зачем Пентагону живые ткани русских

Зачем Пентагону живые ткани русских

28 июл, 21:32
+1 0
Читать

О казахских кланах для российского читателя

развернуть
О казахских кланах для российского читателя
О казахских кланах для российского читателя


О казахских кланах для российского читателя

Тимур Никитин

17.07.2017

Подобных публикаций в казахстанском сегменте интернета тысячи. Разного уровня экспертизы и разного уровня фантастичности. Данный материал составлен главным образом для российского читателя. Чтобы понимать ближайшего соседа и одного из главных партнеров по “опасному международному бизнесу”, надо знать его особенности.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранилось ли принципиальное значение родоплеменной структуры казахского народа для современного казахстанского общества. Как нет единого мнения и о том, полезно ли это для него. Однако то, что многие современные казахи обращают внимание на племенную и родовую принадлежность - однозначный факт. Мы попытаемся познакомить читателя с этой непростой темой.

Итак, принято считать, что казахский народ подразделяется на три племенных объединения - “жуза”(буквально слово жуз - это сто, сотня). Жузы состоят из племен, а племена - из родов. Есть и более глубокое деление, согласно которому каждый крупный род подразделяется на более мелкие родовые группы, семейства и колена. Вне этого деления оставались четыре племенные группы, из которых до наших дней отдельно стоять остались две - потомки чингизидов (вполне официально) и потомки арабских миссионеров(тоже попробуй проверь). Всё вместе это называется словом “шежире”, самым точным переводом которого на русский язык будет родословная, а лучше - единая генеалогия.

Первое, что стоит отметить. Та часть общества, которая считает родо-племенное устройство казахского народа фактором деструктивным, и даже сдерживающим развитие, полагает, что деление на жузы (или на орды, как тогда принято было писать) придумала российская императрица Екатерина Великая для удобства управления новым подданными. Однако довольно легко выяснить, что и в Империи Чингисхана, и в Золотой орде (куда входила территория и население нынешнего Казахстана) административное деление, касающееся именно кочевых народов, совпадало с родо-племенным. Да и вообще родо-племенное устройство общества долгое время оставалось для кочевых народов не просто удобным, но и единственно возможным. Вся история “экспансии с востока” - начиная с Атиллы и заканчивая Батыем - это история переселения племен с привычных мест и кардинальное изменение образа жизни. Всё, что у них оставалось - это их родовая принадлежность.

К середине XV века один из многочисленных обломков Золотой Орды отделился от очередного временного образования и назвал себя Казахским ханством. Началось довольно стремительное “собирание” племен. Несмотря на то, что понятие политической нации появилось на несколько столетий позже, уже к концу XV века казахское ханство приросло внушительными территориями, а к XVI веку окончательно оформилось в самостоятельного актора региональной политики, в том числе установив первые дипотношения с крупными державами ( в .т.ч. с Московским царством). Принято считать, что с тех пор существует единый казахский народ. И именно с тех пор он состоял примерно из того же набора племен, на которые делится сейчас.

Каждому жузу (союзу племен) соответствует определенный регион. И за последние 550 лет практически ничего не изменилось. Старший жуз занимает юго-восток (Алматинскую область) и юг страны, Средний - центральный и северный Казахстан, а Младший жуз - запад. Племенная и родовая принадлежность были основной идентификацией подавляющего большинства казахов вплоть до установления на территории Казахстана Советской власти. Есть мнение, что казахское ханство присоединилось к Российской Империи на довольно комфортных условиях. Никакой воинской повинности, практически полное сохранение собственной судебной системы, минимальная адаптация административно-территориального деления, условная выборность местных исполнительных органов. В общем, все условия для сохранения привычного уклада, основа которого - родоплеменной строй.

Безусловно, аристократическая верхушка и имущественная элита казахов находились в широком экономическом и культурном взаимодействии с аристократией и купечеством Российской империи (РИ), хотя процесс этот был более чем умеренным. В результате этого процесса приблизительно к концу 19 - началу 20 веков казахи получили собственную интеллигенцию. Со всем набором воззрений, свойственным большинству интеллигентов империи. Но эта небольшая группа не имела шансов хоть сколько-нибудь повлиять на сложившийся родоплеменной уклад казахского народа. Ввиду своей малочисленности, а также в силу откровенно оторванных от отечественной действительности взглядов интеллигенция не смогла даже существенно изменить взглядов значительной части аристократии и собственников. Поэтому родо-племенной уклад сохранялся в казахском обществе вплоть до революционных событий второй декады 20 века. Естественно, что этот уклад во многом не соответствовал народным потребностям — так же, как им не соответствовал сословный уклад во всей РИ. Прежде всего, по чисто экономическим причинам.

Только в советский период для большинства простых (незнатных и небогатых) казахов стали возможными не только образование и выбор профессии, но и жизнь вне родовой системы вообще. Включая и непривычный образ жизни, непривычную систему социальных связей, не говоря о совершенно непривычной деятельности. Казахи впервые оказались вовлечены во все государственные процессы, протекавшие тогда очень активно, именно всей народной массой. При этом даже в позднесоветский период с его урбанизацией, почти тотальной начальной грамотностью, свободной внутренней миграцией, культурным смешением и т.д. - даже в этот период знание и стремление к знанию “шежире” у большинства казахов сохранялось.

В первую очередь потому, что такая структура возникла у племен, позднее сформировавших казахский народ, именно в момент их вовлечения в строительство крупного единого государства - Золотой Орды. Возникло именно как реакция на этот процесс. Как средство сохранения собственной идентичности во времена кардинальных перемен уклада жизни и даже места жительства. Поэтому, скорее всего, вовлечение казахского народа в государственное строительство СССР, вызвало похожую и вполне естественную реакцию.

Ну и потом, требование к знанию шежире и жеты-ата (имена предков по отцу до 7 колена) возникло в степи еще раньше и было обусловлено предельно практически. Это было очень логичное и безотказное средство, предохраняющее от кровосмешения в условиях очень высокой разреженности населения, огромных расстояний и предельно сурового климата. В казахском народе есть очень стойко мнение, что в советский период родо-племенной принцип был весьма успешно инкорпорирован в систему самовоспроизводящейся номенклатуры.

Более 500 лет войн, бедствий, реформ, смены государств и векторов развития не смогли ничего сделать с родо-племенной структурой казахского народа. Более того, в первые годы независимости - 1990-е - казахи, как и все народы бывших советских республик, с огромным энузиазмом вспоминали и изучали собственную национальную культуру. Что могло заставить казахстанское общество всего за 26 лет независимости вдруг утратить такую стойкую приверженность к традиционному укладу (пусть и довольно архаичному), а саму старую проверенную систему - утратить актуальность и эффективность? Если такие доводы существуют, то они явно лежат вне здравого смысла и логики.

Поэтому утверждать, что в современном казахстанском, точнее, казахском обществе нет деления на жузы, племена и роды, на мой взгляд, совершенно неверно. Но и дать точную оценку тому, насколько принадлежность к определенному роду и племени может повлиять на карьеру и судьбу современного казаха в Казахстане - очень сложно. Ни для кого не секрет, что казахстанский истеблишмент принято считать “клановым”. А группы влиятельных людей — те самые кланы, вполне принято было отождествлять с племенными группами. Вместе с тем довольно прост для понимания и тот факт, что в современном т.н. “необуржуазном” мире и обществе, частью которого является и РК, существует множество других принципов консолидации капитала и власти. Но повторимся: если старые принципы работали всё это время, то почему бы им вдруг выйти из применения сейчас, когда они могут так пригодиться?


Источник →

Опубликовано 17.07.2017 в 13:47

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

Свежие дискуссии
Запущен новый канал «Уши машут ослом» — «для тех, кто не хочет быть лохом»
28 июл, 20:23
+2 4
Посольство США в России вышлют частями
28 июл, 14:35
+14 8
Анатолий Вассерман: На изгнание Саакашвили с Украины: дальше он поедет улучшать Латвию
28 июл, 07:24
+6 1
А где Бандера? Майдановцы и атошники увековечены на иконе
28 июл, 16:44
-8 3
Плохие отношения с американцами - теперь закон
28 июл, 14:32
0 1
Расмуссен Европе: «Убытки ничто, приказы из Вашингтона – всё»
28 июл, 12:17
0 1
В США надеются, что Татарстан поможет развалить Россию
28 июл, 09:33
-1 3
ЗАЧЕМ?!
27 июл, 23:27
+19 5
Фотонный радар для российского истребителя шестого поколения станет прорывом в науке
28 июл, 03:39
0 1
Ледник Ларсена: сбывается то, чего больше всего боялись ученые…еще больше льда вот-вот оторвется от Антарктиды
28 июл, 03:33
0 1
Среди расстрелянных в Днепропетровске – боевик АТО, позировавший с отрубленной рукой ополченца
24 июл, 23:50
+126 47
Побывав в Москве и Питере, экс-волонтер «Правого сектора» заявила, что на Украине лгут о России
25 июл, 08:31
+123 70
«Горячую войну» на Украине прекратит российская армия
24 июл, 16:29
+78 37

Люди

5532 пользователям нравится сайт vsepodrobnosti.ru