На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 252 подписчика

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Культура инстаграма против культуры компьютерных игр



Разминка — это для слабаков. Инструкции пишут для дебилов. Планы и черновики придумали канцелярские крысы. Пока лохи учатся, нормальные ребята уже действуют.

Помните колоритную пожилую леди, которая в ёмких выражениях объясняла монтажникам, что её жизнь достаточно насыщена и без доступа в интернет? Мне прислали ссылку на видео, авторы которого аналогичным образом считают излишними компьютерные игры. Любители жанра могут насладиться проповедью самостоятельно, я же попытаюсь объяснить, почему над такого рода агитацией будут через несколько десятилетий смеяться примерно так же, как мы смеёмся сейчас над дореволюционной рекламой лекарств от несуществующих болезней.




Посмотрим, например, на военных. Казалось бы, кто может быть серьёзнее, чем боевые генералы, отвечающие за оборону нашей великой страны? Но вот какая штука — военные постоянно устраивают разнообразные игры навроде знаменитого танкового биатлона и менее известных локальных игр. Военные учения представляют собой обычно именно игру: красные сражаются с синими по заранее прописанным правилам.

Современные компьютерные игры стоит рассматривать в том числе и в этом разрезе: игры дают нам возможность побывать в шкуре автогонщика, мафиози или железнодорожника прежде, чем осваивать выбранную профессию в реальной жизни. Призыв «отрывайся от компьютера и выходи на улицу» звучит довольно наивно — в жизни, в отличие от игры, начать заново возможности не будет.

Возьмём, допустим, «Мафию 2». С одной стороны, милое приключение в антураже пятидесятых-шестидесятых годов. С другой стороны, смышлёный подросток по мере прохождения игры начинает потихоньку сознавать, что романтики в профессии бандита не так уж много, а минусы преступного ремесла настолько весомы, чтобы заставляют большую часть вставших на этот путь серьёзно пожалеть в итоге об ошибках молодости. Уверен, многим эта и подобные игры вправили мозги, позволив избежать откровенных глупостей.

Или возьмём, скажем, серию «Симс», симулятор жизни «среднего американца». В отличие от «Мафии» и «ГТА», игра демонстрирует ещё более важную вещь: как можно нормально жить. Целые поколения школьников учились в «Симс» тому, чему у них не было шансов научиться в школе — деталям жизни обычного работающего человека.

Казалось бы, жизнь взрослого — очень простая штука. Найди хорошую работу, не прогуливай, трать деньги с умом и найди себе подходящую пару, чтобы завести прочные отношения. Однако в школьной программе предмет «взрослая жизнь» отсутствует, а строить жизнь по героям Достоевского с Тургеневым я бы не посоветовал и врагу. Из-за этого многие после школы впадают в ступор: они не понимают, как жить, и наступают на огромное количество грабель.

Вполне очевидно, что уж лучше спустить три зарплаты на огромную «плазму» в компьютерной игре, чем совершить аналогичную глупость в реальной жизни. Тем не менее авторы ролика возможность обучения с негодованием отбрасывают в сторону: делай сразу начисто, говорят они, ставь опасные опыты не на персонаже компьютерной игры, а на самом себе.

Кстати, знаете, кто выступает против наркотиков и алкоголя? Почти всегда бывшие наркоманы и алкоголики: люди, которые знают, как оно там, с тёмной стороны. А вот агитацию против компьютерных игр ведут исключительно люди, с компьютерными играми почти незнакомые. Хоть они и приглашают в качестве гостей настоящих геймеров, их агитация всё равно получается обычно довольно смешной, в духе «обколются своей марихуаной и давай по подъездам булки тискать».

Я не говорю сейчас, что в видео напирают на лозунг «стань героем», который имеет в интернете вполне определённое, запрещённое Роскомнадзором значение. Я не говорю про фирму Unity, название которой вызывает у игроков ассоциации с игровым движком Unity. Даже если не придираться к этим мелочам, остаются странные реплики в духе «анимация становится всё правдоподобнее, погружая людей в иллюзию реальности».

Для справки: хорошую графику ценят как раз те, кто играет в компьютерные игры по часу в неделю, она нужна, чтобы маркетологи могли делать кассу. Уже после нескольких часов игры графика и «анимация» отходят на третий план. Посмотрите на «Майкрафт» или «Дворф Фортресс» — несмотря на графику восьмидесятых-девяностых годов, эти игры засасывают с головой, на сотни и тысячи часов.

Самое забавное, что в качестве альтернативы играм авторы ролика предлагают жизнь инстаграмера. Вот мускулистые ребята с голыми торсами делают эффектные движения на татами. Вот компания «молодых и перспективных» затаив дыхание слушает, как их учит бизнесу «лысый и успешный». Вот парень с рюкзаком расставил ноги и внимательно смотрит с холма на раскинувшееся перед ним болото.

Вы были когда-нибудь в походе? Если нет, я вкратце расскажу самую суть. Сначала тратишь кучу времени на набивку рюкзака разными нужными в дороге вещами. Потом целую вечность трясёшься, изнывая от скуки, в душной электричке. Потом куда-то бесконечно бредёшь, отмахиваясь от комаров и разглядывая то дерево справа, то дерево слева, то огрызок неба над головой. Через несколько дней бессмысленной дороги, перемежаемых беспокойным сном на коряжистой земле, ты приходишь в точку назначения. Там, скинув с мозолистых плеч рюкзак, ты несколько минут обозреваешь живописный вид, постепенно осознавая, что ровно то же самое мог бы со всех ракурсов изучить и дома, на фотографиях. С чувством, что тебя где-то надули, ты разворачиваешься и идёшь обратно в город, чтобы там с пеной у рта рассказывать всем, какую бездну духовного удовольствия извлёк за эту вычеркнутую из жизни неделю ходьбы туда и обратно.

Я ничего не имею против туристов. Мы живём в свободной стране, и каждый имеет право на разрешённые законом развлечения. Кто-то раскрашивает фигурки рыцарей, кто-то шьёт платья для кукол, кто-то фехтует на боевых топорах, а кто-то ходит с пенным ковриком на талии в дальние пешие походы. Не понимаю я одного: чем виртуальная прогулка по просторам «Скайрима» хуже, чем реальная прогулка по болотам Ленинградской области. Из видео складывается впечатление, будто главное преимущество — возможность сделать крутое селфи на краю холма и выложить его себе в инстаграм.

Так называемая «реальная жизнь» вообще имеет массу неустранимых недоработок. Возьмём, к примеру, такое взрослое занятие, как бизнес. Менеджер Гостомысл предпочитает реальное общение, все вопросы он решает лично, в крайнем случае, по телефону. Менеджер Цифран предпочитает работать через интернет. В результате получается, что современные технологии позволяют Цифрану успевать за день в разы больше, чем Гостомыслу, зато в курилке Гостомысл может презрительно кривить губы, рассказывая, что «ваш интернет это игрушки, нужно реально общаться с людьми».

Путешествия вообще сильно переоценены. Это в только инстаграме кажется, что путешественник живёт насыщенной жизнью: в реальности его жизнь состоит главным образом из стояния в очередях на регистрацию и просиживания задницы в залах ожидания. У того же геймера жизнь насыщеннее в разы, а при этом если геймер внезапно задастся целью увидеть побольше в реальном мире, он с лёгкостью переплюнет путешественника просто за счёт экономии времени на перелётах. В одном только Эрмитаже Петербурга собрано столько экспонатов, что обычный человек не успеет отсмотреть их за всю свою жизнь. Путешествуйте раз в две недели на станцию метро «Адмиралтейская», и ваша потребность в посещении музеев будет надёжно удовлетворена.

Полагаю, мы так много значения придаём путешествиям из-за нашего прошлого: ещё относительно недавно культурные люди испытывали чудовищный зуд от разрыва между иностранной экзотикой в книгах и жестокой реальностью, в которой выезд за рубеж в «капстрану» был для абсолютного большинства граждан или вообще закрыт, или как минимум очень серьёзно затруднён. Слова «увидеть Париж и умереть» не были раньше просто красивой фразой. Я знаю людей, для которых в нулевых путешествия стали смыслом жизни: они работают исключительно ради того, чтобы накопить денег на короткую поездку в очередную страну, о которой раньше только читали в журнале «Вокруг света». 

А знаете, что самое забавное? В ролике «против игр» нам показывают примеры людей, которые стали успешными... благодаря играм. Такое впечатление, во всяком случае, складывается после просмотра наглядной агитации.

Выступает успешный предприниматель. Рассказывает: был лидером гильдии, уважаемым человеком в игре. Мы додумываем: «научился основам управления коллективом, открыл бизнес, преуспел».

Выступает некий директор по аудиту какой-то крупной компании. История аналогичная: раньше много играл, потом сделал карьеру. Мы додумываем: «благодаря полученной в играх подготовке, навыку решать сложные задачи и не вешать нос в критических ситуациях».

Конечно, авторы ролика пытались подвести нас к другой мысли, что даже конченый геймер может стать по-старомодному успешным человеком. Получилось однако иначе: последовательность событий выглядит так, будто именно игры дали людям ту базу, которая позволила им продвинуться в карьере.

Повторюсь, основная проблема проповедников «реальной жизни» заключается в том, что они не играют сами и категорически не понимают игр. Из статьи в статью, из видео в видео идёт вызывающее оскомину противопоставление: «сидишь тут в темноте, человечков своих гоняешь, пошёл бы во двор с пацанами посидел». Парадоксальным образом в ролике даже показывают нам этих пацанов: «вот плохая компания, в которой вы начнёте пить и употреблять вещества». Тем не менее создатели видео почему-то убеждены, что уж лучше опускаться на социальное дно в реальном мире, нежели спокойно играть в своей квартире в современные игры.

Серьёзно, чем развлечения в реальном мире лучше, чем развлечения в мире виртуальном?

В реальной жизни можно стать спортсменом? А в виртуальном мире можно стать киберспортсменом. В реальной жизни можно летать на параплане? В виртуальном мире можно летать на чём угодно, вплоть до космической ракеты. И не надо рассказывать, что «виртуальный меч нереален». Откройте «Сбербанк.Онлайн». Циферки там тоже «нереальны», однако на того, кто предложит вам забыть про банковский счёт, вы посмотрите, как на князя Мышкина. Вы-то знаете, чего вам стоило эти «виртуальные» циферки заработать.

В общем, всё сводится к той же идеологии инстаграма. Культурист может сделать красивую фоточку, позируя с прорисованным торсом возле гимнастического снаряда, а у геймера в этом плане возможности сильно ограничены. Путешественник может, затратив полдня на ёрзанье с объективом, поймать красивый закат, а геймер — нет. Для определённой категории граждан это автоматически переводит геймеров во второй сорт: у геймеров в инстаграме нет ни свадебного лимузина, ни загорелого лица под зонтиком на пляже.

Ах, да, как я забыл: «ваши проблемы не решаются, пока вы играете в игры». Этот довод формально верен, однако какой же страшной жизнью живёт тот, кто из года в год, из месяца в месяц, с утра до вечера «решает свои проблемы»! У многих геймеров, действительно, не складываются отношения с реальностью. Однако спортсмены, которых нам приводят в качестве универсальных положительных примеров, заходят в жизненный тупик ничуть не реже. Почитайте американские детективы: там «бывший спортсмен» — чуть ли не шаблонная биография героя, жизнь которого в среднем возрасте пошла под откос. Перефразируя диктора из видео: «ваши проблемы не решаются, пока вы делаете упражнения на широчайшую». 

Студентка даёт в видео совет: учите по полчаса в день французский язык, и через год вы будете на нём кое-как говорить. Совет отличный, однако простой подсчёт подсказывает, что за 40 лет до пенсии она могла бы с грехом пополам выучить таким образом 40 языков. Как полагаете, пенсионеры, которые не знают даже одного иностранного языка, тратили всё свободное время на компьютерные игры? Вопрос риторический. Опытному человеку и так понятно, что жизнь — это не волшебная лавка, в которой можно обменять 150 часов игры в «Доту» на 150 часов изучения французского. Механизмы обучения работают несколько иначе.

Подведу итог

Идею «прокачивайся в реальном мире, а не в играх» авторы подсмотрели у меня или у других сторонников геймотерапии. Вот, например, несколько мои статей о том, чему могут научить нас компьютерные игры:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1144038.html
https://fritzmorgen.livejournal.com/1123894.html
https://fritzmorgen.livejournal.com/1044013.html
https://fritzmorgen.livejournal.com/974523.html

Главное, чему они нас учат — это тому, что нашей жизнью управляет не рынок, не начальник, не родители из детских воспоминаний (привет психологам) и даже не отвечающий за всё Путин. Когда «здоровый» человек включает телевизор, социально допустимое для старшего поколения развлечение, он видит, что наша жизнь — это кровь, кишки и нищета, а если кто и приходит «к успеху», так исключительно через постель или благодаря прыжкам по головам проигравших.

Когда «страдающий компьютерной зависимостью» играет в игры, он через некоторое время неизбежно осознаёт, что жизнь — это такая же игра, только с графикой чуть получше и с квестами немного прямолинейнее. Геймер в итоге обычно догадывается, что если он с успехом решает квесты в «Скайриме», то он вполне способен решать их и в реальной жизни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх