После 100 лет забвения. Как Москва встречала «Годовщину революции»

Знаменитых деятелей революции встречали аплодисментами, в которых легко тонули отдельные выкрики «смерть коммунистам» или «они убили Столыпина». К последней фразе с другого конца зала немедленно добавили: «и правильно сделали». Поляризация мнений в обществе — пока еще не гражданская война. Но по всей видимости, кому-то очень хочется, чтобы баталии из словесных рано или поздно перешли в рукопашные.

«Годовщина революции»Сергей Кайсин © ИА Красная Весна

Толпа на Тверской в эйфории. Волны народа смыкаются за кормой автомобиля с «плывущим» в этом море оператором.

Люди бросают вверх шапки, кричат, машут, улыбаются, кто-то поднимает детей повыше, чтобы они попали в кадр. Москва радуется только что произошедшей революции.

Эти волнующие кадры — из чудом сохранившегося и недавно восстановленного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции». Это — первая работа будущего автора «Человека с киноаппаратом», «Симфонии Донбасса» и других знаковых документальных кинокартин. Впервые зрители увидели «Годовщину революции» в конце 1918 года, через год после событий февраля — октября 1917 года в России — событий, которые потрясли весь мир.

Зал кинотеатра «Октябрь» в Москве в ожидании зрителей «Годовщины революции»   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Сто лет фильм по частям лежал в различных архивах и считался утраченным. Соединить разрозненные фрагменты удалось после того, как в архиве случайно нашлась афиша с полным перечнем эпизодов фильма, рассказывает киновед и автор восстановления «Годовщины революции» Николай Изволов.

Николай Изволов, автор восстановленной версии «Годовщины революции»    Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Первый показ восстановленной «Годовщины революции» состоялся в год 100-летнего юбилея тех событий. Но не в городе на Неве и не в Москве, а в Амстердаме. В 2018 году картину увидели гости кинофестиваля IDFA (International Documentary Filmfestival Amsterdam). По окончании просмотра зал 15 минут аплодировал.

Отечественный зритель ждал премьеру еще целый год. На родине двух революций знаменитую картину впервые показали 6 сентября 2019 года в московском кинотеатре «Октябрь». Помимо просмотра фильма, ожидалось общение с автором восстановления. На удивление реклама такого уникального события была достаточно скромной. Тем не менее к началу показа билеты в кассах кинотеатра закончились.

В фойе бросалась в глаза нелепая постмодернистская инсталляция: Ленин верхом на красном клине с плаката Эля Лисицкого «Клином красным бей белых», за спиной Ленина проткнутый этим клином Дзержинский без лица и Свердлов в подкрашенных красным очках. Возможно, автор композиции и смог бы объяснить свою «творческую» идею. Но на премьерном показе заботливо восстановленного фильма, созданного в те героические дни большевиком и идейным коммунистом, этот арт-объект смотрелся предельно не к месту. Однако гости в большинстве своем ничего зазорного в нем не видели и с удовольствием фотографировались на его фоне.

Инсталляция в фойе   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

И все же в большинстве на показ пришли те, для кого сто лет истории нашей страны — не повод для постмодернистского глума. Среди гостей мы встретили потомков красного командира Василия Ивановича Чапаева. 5 сентября исполнилось 100 лет со дня смерти легендарного комдива. В «Годовщине революции» герой Гражданской войны показан в эпизоде, посвященном чехословацкому фронту в Поволжье.

Члены семьи В. И. Чапаева: Григорий, Алла, Татьяна, Марина Чапаевы с корреспондентом ИА Красная Весна    Ольга Шматова © ИА Красная Весна
В ожидании премьеры     Ольга Шматова © ИА Красная Весна
Эдуард Лимонов  Ольга Шматова © ИА Красная Весна

В фойе гости задерживались ненадолго, спешили в просторный зал на полторы тысячи мест. Перед началом показа зрителей приветствовал автор восстановленной картины, киновед Николай Изволов.

Николай Изволов   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Он рассказал, что постарался воссоздать фильм как можно ближе к тому, каким его видели зрители 100 лет назад. Например, не стал ретушировать царапины, которые были уже при Вертове, или вставлять фрагменты съемки, сохранившиеся в лучшем качестве, чем использовал сам режиссер.

Зрители   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Хотя в 1918 году фильм, как правило, смотрели на улице без музыкального сопровождения, на премьере в 2019-м происходящему на экране аккомпанировал профессиональный тапер Филипп Чельцов. Два часа его замечательная импровизация тонко подчеркивала ритм и настроение немой ленты.

Тапер Филипп Чельцов   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Столетие назад грамотные зрители громко читали вслух титры для неграмотных и все вместе активно комментировали происходящее на экране. Современная публика тоже живо реагировала на кадры хроники. Знаменитых деятелей революции встречали аплодисментами, в которых легко тонули отдельные выкрики «смерть коммунистам» или «они убили Столыпина». К последней фразе с другого конца зала немедленно добавили: «И правильно сделали». Поляризация мнений в обществе — пока еще не гражданская война. Но (вспомним инсталляцию в фойе), по всей видимости, кому-то очень хочется, чтобы баталии из словесных рано или поздно перешли в рукопашные.

В фильме нет кадров «Авроры» и взятия Зимнего. Это объясняется тем, что штурм был ночью, а светочувствительность пленки в начале века позволяла снимать только при хорошем освещении.

Однако подготовка восстания и первые дни после Великого Октября детально освещены. Много внимания уделено событиям в Москве. Разбитые куранты и поврежденные стены Кремля показывают, какими суровыми были первые дни Революции.

Одна из частей «Годовщины революции» посвящена боевым действиям против легионеров чехословацкого корпуса. Показаны как герои боев с белочехами на Волге, так и разрушительные последствия войны: разбитые здания, быт беженцев, которые сумели покинуть занятые чехословацкими интервентами территории и разместиться на набережной Саратова.

В Пензе кадры кинохроники запечатлели парадный марш чехословацкого полка, перешедшего на сторону красных. В этом городе и сейчас проживают потомки «красных легионеров», сослуживцев знаменитого Ярослава Гашека. В то же время на железнодорожной станции Пенза-3 установлен памятник белочехам, в рамках идеологического проекта Минобороны Чехии по их героизации «Легионы 100».

Зрители смотрят «Годовщину революции»   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

В фильме много статичных кинопортретов руководителей советского государства. Эта часть картины пользовалась особой популярностью у зрителей 1918 года: всем хотелось увидеть лица тех, кто стоял за революционными преобразованиями в стране.

По окончании ленты на сцену снова вышел Николай Изволов и ответил на вопросы из зала, рассказал о нюансах киноведческой работы с документальным материалом. Оказалось, что Владимир Ленин не любил сниматься, и, чтобы кадры с ним попали в фильм, операторам пришлось хитростью выманивать его на прогулку. А вот Лев Троцкий, напротив, всегда возил с собой оператора. Поэтому хроники с Троцким по хронометражу в картине довольно много.

Ответы на вопросы   Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Дзига Вертов не снимал кадры для «Годовщины революции» как оператор. Но, работая как режиссер и монтажер над своей дебютной картиной, учился создавать великое документальное кино. Этот фильм он назовет своим «производственным экзаменом». Такие приемы, как проезд через толпу или круговая панорама, он впоследствии применит на собственных съемках. Но главное, он постепенно сформулировал свою концепцию показа в документальном кино «жизни врасплох» в противовес привычной официальной хронике, которая снимала «только парады и похороны».

Время для таких экспериментов было подходящим. Октябрьская революция и Гражданская война требовали новых идей, новых людей и новых решений. Хотя, как заметил сам Николай Изволов, революция, может быть, еще не окончена и мы живем лишь в одной из ее фаз.

Жители Москвы, Калининграда, Казани, Самары, Екатеринбурга, Тюмени и Сургута смогут увидеть уникальную ленту с 12 сентября. 11 сентября в Санкт-Петербурге пройдет премьерный показ с участием историка, профессора Европейского университета Бориса Колоницкого. В Иваново в рамках второго фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда» также состоится премьерный показ.

ИА Красная Весна



Источник ➝

"Правозащитный Пирожок" спекся



Если помните, в апреле прошлого года в Москве сотрудники ФСБ задержали "правосека-правозащитника" с позывным "Пирожок". Деятель куролесил еще с 90х, а в Россию он перебрался с целью вербовки активистов в "Правый Сектор". При этом его даже из "Правого Сектора" выгнали за "занятие темными делами" (как в анекдоте "Выгнали из Гестапо за жестокость") Наглядные видео есть тут https://colonelcassad.livejournal.com/4908152.html Имеет за плечами обширный букет разнообразных преступлений.

Реклама


Но в конечном итоге, его снова загребли, а сегодня впаяли 4 года колонии общего режима.

Маловато конечно.

Пирожок спекся на четыре года



Садист, психопат и контрабандист, пытавшийся начать «партизанскую войну» с Кремлем, вернулся на нары
Второй Западный окружной военный суд приговорил к четырем годам колонии украинского националиста, члена запрещенного в России «Правого сектора» Игоря Пирожка, который был вербовщиком экстремистов и готовил отряды к терактам на территории России.

«Подсудимый признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 282.2, ч. 2 ст. 282.2 и ч. 2 ст. 205.2 УК России (организация и участие в деятельности экстремистской организации, оправдание террористической деятельности), и приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с ограничением права использования сети Интернет и администрирования групп в течение трех лет», — говорится в сообщении пресс-службы ФСБ по Москве и Московской области.

Экстремиста задержали в Московской области 9 апреля прошлого года. Следствие установило, что на территории Украины под псевдонимом «Роман Чирка» он занимался организацией отряда боевиков «Хорти» для ведения диверсионной войны на территории Российской Федерации. В Москве и области он вел пропаганду, агитируя россиян вступать в группировку и поддерживать идеологию «Правого сектора». При задержании и во время обысков у него была обнаружена агитационная литература, символика и обмундирование «Правого сектора».

Вскоре после задержания провокатора «Правый сектор» в лице спикера группировки Артема Скоропадского от Пирожка отказался, заявив, что еще в 2014 году его исключили за занятие «темными делами». В интервью «Громадському ТВ» Скоропадский сообщил, что активист вступил в их ряды в Бердичеве Житомирской области после госпереворота на Украине.

«Тогда в «Правый сектор» в день приходили по 100-200 человек, и мы не знали его биографию. После того, как он начал делать какие-то бандитские схемы, мы его выгнали. С конца 2014 года он вообще не имеет никакого отношения к «Правому сектору». Безусловно, это была наша ошибка, что мы такого человека взяли», — заявил он.

Причем, скорее всего, Скоропадский не врет. Пирожок, как это ни забавно звучит, вполне мог скомпрометировать даже «Правый сектор».
Игорь Пирожок родился в Одессе и с младых лет имел страсть к разного рода аферам. В ходе осуществления одной из них он «кинул» кого-то, кого «кидать» не следовало, и, спасаясь от бандитов, крышевавших жертву его «кидка», бежал в Первопрестольную.
В Москве несостоявшийся одесский гешефтмахер с головой окунулся в «политику», открыто пропагандируя нацистские взгляды, неоязычество и поклонение Адольфу Гитлеру, представляясь то Ингваром Скаурляйте, то Сергеем Яхонтовым.

Пирожок всеми силами стремился к известности, что его и сгубило. Однажды он устроил пресс-конференцию для иностранных и российских журналистов, пригласив их в одно из помещений Тимирязевской сельхозакадемии (где работал охранником). Там он объявил, что является лидером группировки «Легион «Вервольф», а идеи книги «Майн Кампф» определяют его образ жизни. Затем, сидя на фоне украшенных свастиками знамен, показал им банку с плавающими в спиртовом растворе человеческими ушами. По его словам, они принадлежали одному из его бывших соратников, решившему порвать с «легионом» и поплатившемуся за это жизнью. Все это было показано по телевидению. И оказалось перебором даже для «лихих девяностых», деятельностью одессита заинтересовались компетентные органы.

Впоследствии выяснилось, что эти уши – не муляж и не куплены этим новоявленным Нечаевым у патологоанатомов, а отрезаны Пирожком самолично у убитого при его участии Валерия Старчикова, члена общества «Память» и «РНЕ».
Кроме того Пирожок умудрился пронести на территорию спорткомплекса «Олимпийский» зажигательные бомбы, чтобы сорвать с их помощью проведение «Мессианского еврейского фестиваля». По данным прокуратуры, члены «Легиона «Вервольф» готовились провести аналогичные теракты против «Богородичного центра», религиозной организации «Евреи за Иисуса», Демократического Союза и Российской коммунистической рабочей партии. Они намеревались поджигать кинотеатры, в которых демонстрировался фильм «Список Шиндлера».

Находясь в СИЗО, Игорь Пирожок дважды объявлял голодовку протеста и пытался зашивать себе рот (задолго до Павленского). Обращаясь к собравшимся в зале суда, он заявил, что ощущает «непреодолимое желание размозжить всем присутствующим головы». Однако после того, как психиатрическая экспертиза констатировала его вменяемость, подсудимый резко изменил свою тактику — он неожиданно потребовал себе переводчика с украинского языка и заявил, что всегда являлся идейным украинским националистом, несмотря на то, что, по словам приехавшего на суд отца Пирожка, его сын имеет еврейские корни и был в юности примерным активистом ВЛКСМ.

В 1995 году Игорь Пирожок получил пять лет тюремного срока — что весьма удивило общественность, посчитавшую этот приговор слишком мягким.

Реклама


Тут надо отметить, что российские правые считали Пирожка провокатором, «засланным казачком», которого власти используют для дискредитации националистического движения. В самом деле, деятельность «Яхонтова» была направлена прежде всего против таких организаций, как «Память» и РНЕ. Так, он совершил налет на Марфо-Мариинский монастырь, где находился офис «Памяти», и планировал убийство главы РНЕ Александра Баркашова.
Впрочем, скорее всего дело в том, что Пирожок всерьез считал себя фюрером всех правых и видел в Баркашове и Дмитрии Васильеве (глава «Памяти») конкурентов.
Как бы то ни было, но уже через три года нациста, садиста и террориста досрочно выпустили на свободу, но вскоре задержали с наркотиками, что повлекло за собой новое заключение.

Освободившись в 2001 году, Пирожок уехал в Прибалтику, немного пожил в России, а затем вернулся домой на Украину, повсеместно занимаясь пропагандой нацизма.
В 2009-м украинская Фемида отправила его на нары, причем по весьма позорной статье. Он был осуждён на три года как организатор подпольной порностудии. В главной роли в снимаемых там «фильмах» зачастую снимался сам Игорь Пирожок, а его «партнерами» по роликам для извращенцев были малолетние мальчики.

Освободился он аккурат перед Майданом и по вполне понятным причинам постарался в очередной раз сменить личину. Стремясь скрыть свой неприглядный статус, в котором он обретался в мечтах лишения свободы, он представлялся как Роман Чирка.
Под эти именем он принимает активное участия в событиях на Майдане, позже примыкает к «Правому сектору» и становится политическим советником руководителя радикалов в Бердичеве и Бердичевском районе. Становится членом общественного совета при Житомирской ОГА (по вопросам люстрации).

Но уже 23 мая 2015 года он был задержан сотрудниками управления СБУ по Житомирской области. В поле зрение спецслужб он попал за распространение оружия и боеприпасов из зоны «АТО». Взяли его с поличным – в момент продажи двух гранат «Ф-1».
Впрочем, вскоре был он отпущен на свободу, несмотря на тяжесть вменяемого преступления и богатое уголовное прошлое. Видимо, сыграло роль «пролетарское происхождение и революционное прошлое».
Но именно тогда от него впервые открестились «правосеки», причем Скоропадский назвал его «Пирожком с ушами», намекая на московскую историю.

Люди, пересекавшиеся с ним на Украине, говорили о том, что Пирожок помимо «творчества» и политики промышляет контрабандой, в том числе и оружия.

В свете всего вышеизложенного можно отметить, что этот негодяй вновь легко отделался. И трудно избавиться от ощущения, что правоохранители недоработали. Ведь вполне можно было бы дорасследовать убийство Старичкова. Кроме того, в то же время недалеко от темерязевской «штаб-квартиры» Пирожка было обнаружено тело убитого мужчины без определенного места жительства. Были все основания полагать, что это – еще одна жертва «пирожковцев», однако по какой-то причине этот эпизод не был включен в дело «легиона Верфольф».

Скорее всего, в послужном списке этого рецидивиста, от которого отказывается даже «Правый сектор», если хорошо покопаться, вполне можно набрать на «пожизняк».

https://asd.news/articles/persony/pirozhok-speksya-na-chetyr... - цинк

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх