Подробно о главном

9 782 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Смирнов
    Не "планом маршала", а "планом Маршалла"!!!.Малоизвестные фак...
  • Lora Некрасова
    Мой лечащий врач - седьмой слева. Он шепчет восьмому слева, лечащему врачу Сергея Полосова, что у него есть новая кон...Инаугурация "для ...
  • Серж Прологов
    Походу он. То есть оповещали, приглашали. Отказались приехать или просто молча проигнорировали? Нет, ну в натуре заче...Инаугурация "для ...

Развитие мозга у детей в первые годы - влияние воспитания и генов играют решающую роль

Исследования нейробиологов показали, что раннее детство это время стремительного развития детского мозга. Мозг ребенка буквально меняет форму и размер в процессе общения маленького человечка в первые годы его жизни. Новая среда, жизненный опыт , лица, осуществляющие уход, и отношения могут влиять на строение мозга ребенка.

Развитие мозга у детей в первые годы - влияние воспитания и генов играют решающую роль

Ребенок рождается с примерно 100 миллиардами нейронов, почти как у взрослого. Хотя количество нейронов у новорожденного примерно равно взрослому, объем мозга ребенка почти в 4 раза меньше мозга взрослого.

Это связано с тем, что нейроны младенца связаны только приблизительно 50 триллионами нервных связей, называемых синапсами, тогда как взрослый имеет около 500 триллионов.

Эта сеть синаптических связей определят, как ребенок думает и действует. Сеть синапсов особенно быстро растет в течение первого года, но продолжает расти и дальше.

К 3 годам синаптические связи вырастают до 1000 трлн, однако не все они останутся по мере роста мозга ребенка.

Жизненный опыт активирует определенные нейроны, создает новые нейронные связи между ними и укрепляет существующие связи, называемые миелинизацией.

Неиспользуемые соединения в конечном итоге будут удалены. Это называется синаптической обрезкой.

Синаптическая обрезка - это процесс, при котором неиспользуемые нейроны и нейронные связи удаляются, чтобы повысить эффективность передачи между другими нейронами.

Создание массивных связей, их укрепление посредством жизненного опыта и обрезка неиспользованных, является замечательной характеристикой человеческого мозга.

Эта основанная на опыте пластичность позволяет детям гибко адаптироваться к любой среде, в которую они попадают, без ограничения слишком большого количества проводных нейронных связей.

Перспектива развития мозга ребенка огромна. Однако прежде чем дети смогут стать независимыми и получить жизненный опыт, они нуждаются в большой заботе.

То, что родители делают или не делают в первые годы жизни малыша, может оказать глубокое влияние на психическое здоровье и жизнь ребенка.

Вот пример синаптической обрезки. Допустим, родитель постоянно проявляет любовь и заботу о малыше, тогда «любовные и заботливые связи» со временем будут развиваться или укрепляться.

Но если родитель постоянно наказывает или жесток по отношению к ребенку, тогда «карательно-резкие связи» будут сильнее. И поскольку опыт любви и заботы отсутствует, соответствующие клетки мозга будут увядать и в конечном итоге будут удалены из мозговых цепей ребенка.

В результате ребенок растет, не имея понимания и опыта любви и заботы, которые необходимы для создания здоровых, значимых отношений в его будущей жизни.

Почему первые годы имеют значение в развитии детского мозга

Ранние годы жизни - это период уникальной чувствительности, в течение которого опыт даёт маленькому человеку стойкие эффекты.

Следует помнить, что в дошкольном возрасте наиболее быстро также происходит и сокращение клеток головного мозга. Плотность этих связей во взрослом возрасте уменьшится до половины по сравнению с малышом в возрасте двух лет.

Вот почему так важны воспитание и позитивное воспитание детей, начиная с самого малого возраста. При этом дети, лишенные базового социального и эмоционального воспитания, могут очень много потерять.

Хотя пластичность мозга, основанная на опыте, присутствует на протяжении всей жизни, мозг ребенка гораздо более пластичен, чем зрелый.

Критические и чувствительные периоды развивающегося мозга

В раннем детстве существуют периоды времени, когда различные области развивающегося мозга становятся чувствительными к жизненному опыту.

Эти периоды времени называются критическими периодами или чувствительными периодами.

В критический период синаптические связи в этих областях мозга более пластичны и податливы. Связи формируются или укрепляются с учетом соответствующего детского опыта. После того, как критический период прошел, синапсы стабилизируются и становятся намного менее гибкими.

Например, маленькому ребенку проще выучить новый язык и легче овладеть им до полового созревания. Таким образом, чувствительный период для освоения языковых навыков - от рождения до полового созревания.

Другой пример - эмоциональная регуляция. Эмоциональная саморегуляция лежит в основе архитектуры мозга. Это способность человека контролировать и регулировать эмоции.

Регулирование эмоций это не врожденный навык, а приобретаемый. Тем не менее, это важный навык для здорового развития ребенка.

Чувствительный период изучения этого важнейшего жизненного навыка наступает до того, как ребенку исполнится два года.

Роль генов в воспитании и развитии ребенка

Опыт ранней жизни оказывает влияние не только на формирование сети клеток головного мозга, но и на экспрессию генов. Иными словами жизненный опыт может влиять на то, как используется информация в гене (эпигенетика).

В ряде случаев замедляя или отключая гены, а в других - увеличивая их выработку,

Вот почему идентичные близнецы не являются точными копиями друг друга.

Хотя их гены (код ДНК) идентичны, их эпигенетические маркеры отличаются, поскольку от рождения они взаимодействуют с окружающей средой различными способами, продолжая расходиться все далее.

Еще важнее то, что эти эпигенетические изменения могут быть постоянными и передаваться из поколения в поколение.

В вопросах о природе и воспитании детей эпигенетика предлагает удивительную золотую середину между ролью ген и факторами окружающей среды.

Появление нейронов у плода в течение эмбрионального периода начинается на 3-ю неделю после зачатия.

По мере своего образования нейроны мигрируют в разные области мозга, образуя рудиментарные структуры развивающегося мозга, центральной нервной системы и периферической нервной системы.

Это период быстрого неврологического развития и роста мозга для создания корковых и подкорковых структур.

В среднем мозг полностью развивается к 25 годам. Хотя траектория роста мозга человека может незначительно отличаться, развитие мозга большинства людей завершается в возрасте около 20 лет.

Однако это не значит, что мозг перестает меняться.

Взаимосвязи в нашем мозге постоянно меняются на протяжении всей жизни, но с возрастом они меняются гораздо медленнее.

Важность развития мозга ребенка в раннем детстве

Нейропластичность и эпигенез являются двумя основными краеугольными камнями в понимании неврологического развития ребенка и развития мозга в ранние годы.

Хотя нам не нужно быть идеальными родителями, достаточно хорошее воспитание может принести ребенку огромную пользу.

Среди различных стилей воспитания детей авторитетное воспитание являются лучшим стилем, а вот авторитарное - может привести к разрушительным последствиям.

Образование в раннем детстве также важно для когнитивного роста ребенка. Доказано, что посещение качественного дошкольного учреждения способствует развитию детей в долгосрочной перспективе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх