Подробно о главном

9 992 подписчика

Свежие комментарии

  • Максим
    Насколько я понимаю, ГазПром не только отправляет в Европу контрактные объёмы, но и получает за них КОНТРАКТНУЮ, а не...Как не замерзнуть...
  • Вячеслав даньшин
    Спасибо БАТЬКА!!! Хоть он врезал по мордасам безумным польским властям и не струсил, без оглядки на ЕС и другие между...«Вторая польская ...
  • Виктор Шиховцев
    Вот именно так нас и признают. Только чтобы насолить кому-то.Во Франции призва...

Мощный шпионский детектив, не сумевший обойти «Ошибку резидента»

Переписывание истории ХХ века, в том числе событий Второй мировой, давно стало любимым делом политиков века текущего. Но, к счастью, есть бесспорные доказательства вклада советских людей в поражение нацистов. Одним из таких героев был разведчик Лев Маневич, чьё имя даже спустя десятилетия оставалось секретом для обычных граждан.

Мощный шпионский детектив, не сумевший обойти «Ошибку резидента»
Кадр из фильма «Земля, до востребования»

В 1970 году писатель, бывший фронтовик Евгений Воробьёв написал роман «Земля, до востребования», главным героем которого и стал Лев Маневич, человек действительно феноменальный. А через два года над экранизацией романа начал работать Вениамин Дорман, режиссёр с темой разведки и контрразведки уже знакомый: в 1968 году вышел его детектив «Ошибка резидента», сразу же ставший отечественной киноклассикой (а спустя года сняли и продолжение — «Судьба резидента»).

Сценарий написал сам Евгений Воробьёв, с которым Дорман быстро нашёл общий язык. Название решено было оставить — «Земля, до востребования».

На главную роль режиссёр почти без колебаний пригласил уже очень знаменитого и любимого актёра Олега Стриженова. Вениамин Дорман говорил, что в облике Стриженова мягкость сочетается с подспудным трагизмом, а интеллигентность с обречённостью.

Он даже видел в артисте внутреннее сходство с прототипом:

Маневич был человеком образованным, любил музыку и поэзию, а Олег Стриженов тоже славился как личность творческая и разносторонняя.

Ну а при желании можно в мужчинах усмотреть и сходство внешнее: строгие черты лицы, проникающий внутрь взгляд. Кстати, сам режиссёр уверял, что снимает не столько детектив, сколько психологическую историю, картину о яркой необычной личности, и

главное для него — показать героя изнутри, хотя, конечно, и его подвиги тоже присутствовали на экране.

Мощный шпионский детектив, не сумевший обойти «Ошибку резидента»
Фото со съёмок. Анаит Топчян и Олег Стриженов

На другие роли Дорман пригласил исполнителей не менее именитых. Так, в фильме появились Олег Жаков и Михаил Ножкин, работавшие с режиссёром в дилогии о резиденте, Лев Дуров, Леонид Каневский, Александр Граве, Григоре Григориу. А вот две основные женские роли сыграли актрисы молодые и безвестные: армянка Анаит Топчян вообще-то была филологом, а Мария Сагайдак из Молдавии, которая раньше мелькнула на экране в небольшой роли, защитила кандидатскую диссертацию в области математических наук.

Дорману хотелось, чтобы в ленте было как можно больше жизни, поэтому в массовке снимали непрофессионалов, но тщательно подбирали статистов. Например, когда действие происходит в Испании, то в кадре были испанцы-эмигранты, которых в СССР оставалось ещё довольно много с тридцатых годов.

Мощный шпионский детектив, не сумевший обойти «Ошибку резидента»
Фото со съёмок. Олег Стриженов

Вообще же и сам Дорман, и его помощники во время подготовки к съёмкам перелопатили кучу архивов, чтобы как можно точнее воспроизвести обстановку довоенных и военных времён. К тому же по сюжету герой находился в разных странах, а выехать на съёмки в Европу было непозволительной роскошью.

Изучая старые фото и документальные кадры, режиссёр выяснял, какие марки машин были популярны в Италии в тридцатые, как работало такси в Германии в начале сороковых, какие афиши висели возле венских театров, какая музыка звучала на религиозных праздниках в Испании. Фантастическая дотошность, которая и не снилась сегодняшним кинематографистам!

В крошечных эпизодах на заднем плане персонажи даже носили в карманах и рассчитывались валютой тех стран и тех лет, о которых шла речь в данный момент. Зрители этого даже не видели и не знали, но Дорман считал, что такая мелочь поможет артистам вжиться в образы.

Мощный шпионский детектив, не сумевший обойти «Ошибку резидента»
Фото со съёмок. В центре — Григоре Григориу, справа - Олег Жаков и Мария Сагайдак

И вот ещё любопытный факт. Первые сцены фильма «Земля, до востребования» снимали во Львове, городе, который был едва ли не любимым местом советских режиссёров. Львов часто изображал на экране Европу наравне с Прибалтикой, здесь создавались ленты исторические и костюмные. Одновременно с Дорманом во Львове работал Эльдар Рязанов, завершавший комедию «Старики-разбойники».

Съёмочным группам приходилось конкурировать за колоритные уголки города, и порой Вениамину Дорману и актёрам приходилось ждать, когда же скроется рязановский вертолёт, снимавший планы Львова сверху, чтобы начать наконец свои съёмки.

Ну и непременно надо упомянуть, что музыку к «Земле, до востребования» создал Микаэл Таривердиев, к тому моменту композитор с именем и уже много работавший в кино. И она стала отдельным и выразительным украшением картины.

Весной 1973 года двухсерийный детектив «Земля, до востребования» вышел в прокат.

Увы, успехи «Ошибки резидента» он не снискал, хотя и снят был отменно, и герой в нём был действительно интересный, да и сама история интриговала

(просто почитайте немного о жизни самого Маневича!). Даже Олег Стриженов в главной роли не помог. И решительно непонятно, с чем связана такая неудача. К огромному сожалению, и позже у фильма не получилось пробиться в любимцы, сейчас он в числе забытых и почти не знакомых широкой аудитории. И очень зря.

А вы знали о разведчике Льве Маневиче?

Мощный шпионский детектив, не сумевший обойти «Ошибку резидента»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх