Подробно о главном

9 781 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Смирнов
    Не "планом маршала" а "планом Маршалла"!!!.Малоизвестные фак...
  • Lora Некрасова
    Мой лечащий врач - седьмой слева. Он шепчет восьмому слева, лечащему врачу Сергея Полосова, что у него есть новая кон...Инаугурация "для ...
  • Серж Прологов
    Походу он. То есть оповещали, приглашали. Отказались приехать или просто молча проигнорировали? Нет, ну в натуре заче...Инаугурация "для ...

Как развивать стойкость к сложностям у детей

Повышение устойчивости детей - это больше, чем обучение жизненным навыкам.

Как развивать стойкость к сложностям у детей

Когда мальчик упал, ушиб колено, но все равно улыбается.- это демонстрация его устойчивости, то есть преодоления стресса и восстановления после травмы или неудачи.

Как родители, мы хотим защитить наших детей от вреда. Но мы знаем, что не можем оградить их от каждой угрозы или вызова, которые могут встретиться на их пути, сейчас или в будущем. Поэтому мы хотим, чтобы наши дети сами могли справиться со стрессом и проблемами - справиться со всем, что предложит им жизнь. Это и называется воспитать стойких детей.

Но как это сделать? Хорошая новость заключается в том, что устойчивость - это не какое-то неуловимое врожденное качество, оно приобретается и формируется. Стойкость создается и укрепляется благодаря конкретному жизненному опыту, преодолению трудностей в ранней жизни. Даже самая тяжелая утрата или целый их ряд позволит устойчивому человеку продолжать успешно жить и даже процветать после пережитого.

Специалистам по детской психологии известно, что чем больше присутствует защитных факторов, тем выше шансы, что ребенок сможет позитивно адаптироваться к трудным обстоятельствам. Устойчивость или стойкость - это, по сути, накопление защитных факторов по сравнению с факторами риска.

Таким образом, дети становятся жизнестойкими, когда действие защитных факторов превышает факторы риска. Это означает, что детям, пережившим много серьезных невзгод, может потребоваться гораздо больше положительных эмоций, чтобы склонить чашу весов и стать устойчивыми.

Под защитными факторами понимаются теплая поддержка родителей, навыки совладения собой, стабильная среда и положительный опыт. Они склоняют человека к положительным результатам и уводят от негативных.

Что представляют собой факторы устойчивости

Исследователи сгруппировали их в три общие категории: семья, личность и общество. Зачастую они переплетены между собой и завязаны на взаимоотношения с другими людьми. На этом основании был сделан важный вывод - стойкость ребенка в основном зависит от его связей с другими людьми, и только потом от их собственных качеств.

Семейные факторы:

- Хорошее воспитание

- Низкий уровень стресса в семье

- Крепкое психическое здоровье родителей

- Отсутствие алкоголизма, наркомании в семье

Индивидуальные факторы:

- Эмоциональная регуляция

- Восприятие контроля и способности влиять на собственную жизнь

- Самоуважение и самоэффективность

- Способность мечтать или иметь смысл в жизни

- Социальные навыки и коммуникативные навыки

- Сочувствие

- Чувство юмора

- Физическое благополучие

- Более высокий интеллектуальный потенциал и когнитивные компетенции

- Пол: девочки, как правило, более выносливы, чем мальчики

- Легкий темперамент

- Благоприятные гены

- Преимущественный социально-экономический статус

Факторы сообщества:

- Поддержка со стороны семьи и родственников

- Хорошие позитивные отношения с наставником

- Положительный школьный опыт

- Безопасный район проживания

- продуктивные внеклассные занятия.

Зная защитные факторы, мы можем выработать конкретные стратегии для развития детской стойкости.

1. Обеспечьте теплое, отзывчивое и поддерживающее ребенка воспитание

Самый распространенный фактор в формировании устойчивости - наличие хотя бы одного близкого, отзывчивого, позитивно и тепло настроенного к ребенку и поддерживающего его родителя или опекуна.

Кроме того, когда родители строят позитивные отношения со своими детьми, они могут научить их и привить им множество дополнительных защитных факторов.

Родители могут построить эти позитивные отношения на своем собственном авторитете. Авторитетные родители отзывчивы и внимательны к эмоциям своих детей, способствуя развитию эмоциональной регуляции - ключевого защитного фактора. Они также позволяют ребенку автономию и поощряют независимость, помогая своим детям обрести чувство контроля над своей собственной жизнью.

Авторитетное воспитание повышает и другие ценные факторы, такие как самооценка, социальная компетентность и коммуникативные навыки.

Напротив, жесткое воспитание минимизирует эти защитные факторы и не способствует формированию сильной устойчивости у детей.

2. Обучайте навыкам решения проблем и преодоления трудностей

Такие механизмы не только полезны для преодоления серьезных сложностей, но также помогают справляться с повседневными проблемами. Поэтому родители могут рассматривать обычные изменения или трудности как возможность привить эти навыки.

Кроме того, научившись позитивно справляться с изменениями в своей повседневной жизни, дети могут развить чувство собственной эффективности и осознанного контроля, которые помогут им справиться с будущими трудностями.

Положительные навыки выживания включают:

- Решение проблем

- Умение строить реалистичные планы

- Позитивная переоценка ситуаций

- Добровольная помощь другим (волонтерство)

- Регулярные упражнения

- Внеклассные занятия и групповые занятия

3. Формируйте здоровую и стабильную окружающую среду

Речь идет о хорошем доме, школе и социальной среде. Родители могут участвовать в школьном обучении своих детей и работать с учителями, чтобы обеспечить положительный школьный опыт.

И, наконец, они могут поддерживать своих детей, участвуя в формировании позитивного социального окружения, а также держать их подальше от сверстников, которые оказывают вредное влияние.

4. Не переживайте по мелочам

Стремясь создать для наших детей позитивную и здоровую среду, не держите их в ограничительном пузыре.

Мы не можем защитить или ограничить наших детей от всех возможных школьных и социальных стрессов, что и не нужно.

Примите к сведению, что не всякий стресс вреден для детей. Фактически, детям нужен стресс, чтобы развить терпимость. Постепенное воздействие стресса на управляемом уровне может помочь им разработать стратегии выживания, чтобы стать устойчивыми. Психологи называют это эустрессом или положительным стрессом, потому что он может способствовать развитию навыков преодоления трудностей.

Но есть один ключевой нюанс: помощь надо оказывать так, чтобы превратить воздействие стресса в сопротивляемость ребенка негативу.

Помните, формирование устойчивости это процесс.

Стойкость к внешним воздействиям встречается довольно часто, поскольку формируется с раннего возраста. а помогает в этом податливость или "пластичность" мозга, формирование которого начинается с самого раннего детства.

Таким образом, чем раньше мы начнем укреплять способность наших детей сопротивляться стрессу, тем лучше. Хотя, по мере взросления, иногда это становится делать все труднее, поскольку мозг все меньше поддается перепрограммированию.

Важно помнить, что устойчивость - это непрерывный процесс, а не фиксированная точка или конечная цель.

Степень стойкости колеблется со временем и применительно к обстоятельствам. Ребенок может бороться в одной сфере, но хорошо адаптироваться в другой.

Усиление защитных факторов и повышение устойчивости - все это части одного длительного процесса, в котором родители играют большую роль.

Именно они помогают детям обучению науки адаптации ко всему, что их ждет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх