Подробно о главном

9 925 подписчиков

Илон Маск: Гений парящий, демон летящий, или фраер свистящий?

Илон Маск: Гений парящий, демон летящий, или фраер свистящий?

"Демон летящий" Рисунок русского художника М.А. Врубеля

Мой прошлый материал был посвящён диссонансу между обещаниями Илона Маска (по сути, высокохудожественному свисту) и его реальными результатами, дублирующими советские космические достижения 50-летней давности. Комментарии к статье вызвали двойственное ощущение того, что люди, минуя базовые понятия, рассуждают о столь глубоких материях и профессиональных деталях космических полётов, что невольно задаёшься вопросом: «А чё? Так можно было что-ли?».

В частности, живой интерес вызвало наличие, или отсутствие туалета на «Дрыгуне». В этой связи вспомнился анекдот от Сергея Бурунова. Встретились два уже взрослых одноклассника: один – танкист, другой – лётчик, начали спорить, кто круче. Сначала танкист покатал лётчика в танке, тот вынужденно признал: «Это было круто». Затем лётчик покатал танкиста в самолёте, тот тоже признался, что впервые в жизни покакал кверху попой.

Оказалось, многие не различают того, что космический корабль (грузовой, либо пилотируемый) и ракетоноситель («РН» – сокр. просто «ракета») – это не один, а два разных аппарата. Ракетоноситель тяжелого класса Протон М (до 23 т на НОО) доставляет на орбиту грузовой корабль Прогресс, который в свою очередь доставляет груз к МКС.

Ракета среднего класса Союз (7,1 т на НОО) доставляет на низкую опорную орбиту пилотируемый корабль с тем же названием "Союз" различных модификаций, либо другие космические аппараты, например: «Космос », «Ресурс-Ф », «Фотон », «Бион » и другие, в том числе зарубежные аппараты.

Понятие низкой опорной орбиты (НОО) важно не только потому, что относительно линейное по дуге движение космических аппаратов от Земли преобразуется во вращательное орбитальное, и законы земной механики уступают место механике небесной. Важно то, что способность РН доставлять грузы различной тяжести на НОО, позволяет сравнивать ТТХ различных ракет и рассуждать об их эффективности.

РН тяжелого класса Falcon 9 способна доставить на НОО 23,8 т, лишь при условии отказа от возвращаемых блоков первой ступени. Если же части первой ступени красиво приземлять, то масса доставляемого груза к НОО сократится до 13 т, то есть 10 тонн топлива расходуется на няшную картинку приземления ступенек. Ракетоноситель сверхтяжелого класса Falcon Heavy способен доставлять к низкой опорной орбите 63,8 т груза. Для сравнения: советский сверхтяж Энергия доставлял 105 тонн груза до тех же космических высот. Планировалось, что ракета Falcon Heavy будет тягать грузо-пассажирский Dragon Crew , но оказалось, что для четырех астронотов со всеми их чемоданами и вещами грузоподъёмность Heavy избыточна, а цена запуска запредельна. Поэтому вторые версии Дракона (Cargo – груз., Crew – пассажирский) по старинке запускаются 9-ти двигательными Соколами (Falcon – сокол) И.Маска.

Starship – непонятное, даже на уровне концепции, новшество Маска. Starship не ракетоноситель, и не корабль – это и то, и другое в одном флаконе, вернее, бочке. Главная идея – удешевление космических пусков до 2 млн $., из которых, по мнению Маска, 900 000 – это стоимость заправочного топлива, а 1 млн долларов составят затраты на постройку астро-уродца. Идея настолько бредовая, что комментировать её не вижу смысла.

Первая версия Драконов не имела разгонного блока. Доставлялись Dragonы v .1 на орбиту до 300 км усилиями второй ступени Falcon 9. Кстати, по версии российской инженерной школы, корабли типа Falcon являются трёхступенчатыми. Центральные блоки наших ракет, хотя и начинают работать с момента старта от поверхности, но используют лишь 30% своей мощности, и только после отделения боковых ускорителей, мощность работы центрального блока возрастает до 100%. Мы считаем, что с этого момента начинает полноценно работать вторая ступень РН, а американцы продолжают верить, что всё еще трудится одна из частей 1-й ступени.

Из 22 двух миссий Драгонов с мая 2012 по апрель 2020 года к МКС (из них 2 первые – демо), самый большой груз был доставлен SpaceX_CRS-15 02.07.2018 года (1712)+985=2797кг. Нетрудно посчитать, что из 23 800 кг теоретически доставляемой на низкую орбиту, 21 000 кг – это масса самого корабля, топлива и 2-й ступени. Когда в ТТХ Драгонов сообщают о 6 тоннах полезного груза, доставляемого к МКС, «забывают» пояснить, что это верно лишь без возврата первых ступеней и при условии любезного снисхождения МКС до доступной Драгонам орбиты.

То обстоятельство, что после закрытия в 2011 году программы Шаттл, по согласованию сторон, орбита МКС была поднята до приблизительно 400км, как мне казалось, известно даже воспитанникам старших групп детских садов. Сделано это было потому, что наши Союзы и Прогрессы были сертифицированы для полётов на высоту 460 км, а альтернативы им практически не было. Более высокая орбита МКС является экономически целесообразной, потому что меньшее сопротивление остатков земной атмосферы позволяло реже корректировать орбиту МКС в сторону повышения. Когда же появились Драгоны первой версии, естественным образом приходилось снижаться, ибо «огнедышащие» попросту не долетали. Почему наши СМИ об этом умалчивали? Подозреваю потому, что некомпетентность наших журналистов – обязательный профессиональный атрибут отечественных вещателей.

Можете себе представить, чтобы футбольный комментатор начал объяснять про спортивную гимнастику, или фигурное катание? А про космос, политику, экономику, энергетику… нам бодро вещают одни и те же репортеры, которые так и не удосужились разобраться ни в одном, ни в другом, ни в третьем.

Драконы второй версии (Cargo и Crew ) оборудовали восемью гептил-амиловыми двигателями Super Draco для придания ускорения, торможения при заходе на посадку, спасения при авральном старте. С этого момента Дракоши научились полноценно долетать до МКС, но не далее. Например, до Луны никак не получается. Многие склонны восторгаться уникальной способностью Драконов возвращать грузы с МКС. Маску нужен был пилотируемый возвращаемый корабль, вот он и отрабатывал на первых грузовых Дракошах технологии герметичных возвращаемых отсеков. В Роскосмосе такие технологии давно имеются.

Советская и российская инженерные школы чётко различают разницу в целевом использовании, а, следовательно, и в требованиях к ТТХ двигателей 1, 2, 3 ступеней РН, разгонных блоков и двигателей для межпланетных перелётов. Это разные двигатели и их технические характеристики должны отличаться. Илон Маск все усилия тратит на создание супер-пупер-мега универсальной многоразовой ракеты, пригодной для всех случаев жизни. Для межпланетных перелётов нужны аппараты, работающие на принципиально иных физических принципах. Для решения таких задач, необходима глобальная кооперация самых разных научных и инженерных учреждений. Нужны усилия всей страны под эгидой государства, ставящего задачи. Такая кооперация у нас есть, а у частной компании SpaceX – нет. Поэтому так обнадёживает контракт на создание Нуклона, поэтому я уверен, что мы стоим на пороге прорывных технологий, а Маск – на пороге грандиозного шухера.

Илон Маск: Гений парящий, демон летящий, или фраер свистящий?

"Демон поверженный". Картина русского художника М.А.Врубеля

Ссылка на первоисточник
Полет на "Союзе" и Crew Dragon сравнили американские астронавты

Картина дня

наверх