Подробно о главном

9 781 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Капри
    Так все правильно, Wolf это затем чтобы его хозяевам было понятно)))За протестами в Б...
  • Нина Машика (Евеленко)
    проститутки всегда остаются ими.Польша хочет мног...
  • Александр Раевский
    Бред сивой кабылы!!!Что, если бы в 19...

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого

10 августа 1943 года. Последний этап Курской битвы. В небе над своим родным Харьковом, за 13 дней до его освобождения от нацистской оккупации 20-летний лётчик-истребитель Анатолий Добродецкий таранит в воздухе немецкий «мессершмитт». Свой первый таран он совершил незадолго до этого, 15 июля. Второй оказался последним.

Есть что-то невыразимо пронзительное в судьбе Анатолия, короткой, но яркой, словно магниевая вспышка, и очень символичной для своей эпохи. Он родился 6 января (по другим сведениям — 16 июля) 1923 года в Харькове. Его отец был рабочим-железнодорожником; от дома на Лысой горе, где жили Добродецкие, до Южного вокзала можно было дойти пешком за 20 минут. Поступив в среднюю железнодорожную школу №3, одну из старейших в городе, мальчик стал много читать, увлёкся точными науками.

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого
Школа, в которой учился Анатолий Добродецкий

В стране в 1930-е годы бурными темпами развивалась авиация, и у всех на слуху были имена выдающихся советских лётчиков, ставивших один за другим мировые рекорды, -- Михаила Громова, Владимира Коккинаки, Валерия Чкалова, Валентины Гризодубовой (тоже, к слову, харьковчанки). Прославленными авиаторами гордились, их любили, на них равнялись, на них хотели быть похожими.

Атмосферу тогдашнего всеобщего энтузиазма и устремлённости в будущее очень точно передают слова «Марша авиаторов», написанного ещё в начале 1920-х:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор…

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого
Анатолий Добродецкий. 1940 год

Аэроклуб и первый полёт

Ещё учась в школе, Анатолий стал проявлять большой интерес к радиотехнике и всему, что связано с авиацией. В Харьковский аэроклуб имени Ильича при харьковском Обществе авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК) он записался, когда учился в 8-м классе.

В аэроклубе, открытом ещё в 1925 году, функционировали несколько секций – планерная, парашютная, самолётная, проводились запуски авиамоделей, полёты на планерах. Как только заканчивались уроки в школе, Добродецкий бежал в клуб: там под контролем грамотных и опытных инструкторов он постигал азы авиационного дела. В 1940-м он закончил школу – и тогда же совершил первый самостоятельный полёт на многоцелевом биплане «У-2» (в повседневном обиходе этот самолёт, лёгкий, надёжный и послушный в управлении, называли «кукурузником»). А взлетев в небо, Анатолий влюбился в него навсегда, окончательно и бесповоротно.

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого
Здание Харьковского аэроклуба в 1930-е годы

Чугуевская авиашкола

С вопросом о будущей профессии Добродецкий определился ещё будучи старшеклассником, поэтому по окончании десятилетки он поступил в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Её история неразрывно связана с историей ХВВАУЛ (Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков), одного из старейших советских военных вузов, созданного в 1930 году. Позднее, когда началась Великая Отечественная война, тысячи его воспитанников сражались с противником на всех фронтах. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, свыше 160 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза; 7 воспитанников (Андрей Боровых, Арсений Ворожейкин, Александр Клубов, Владимир Лавриненков, Виталий Попков, Иван Полбин, Василий Сенько) стали дважды героями, а Иван Кожедуб – трижды Героем Советского Союза.

18 питомцев училища применили таран в воздушных боях Великой Отечественной, а лётчики Алексей Катрич и Анатолий Добродецкий таранили немецкие самолёты дважды. Причём Катрич, тоже харьковчанин, преследуя вражеский самолет-разведчик «Dо-215» и израсходовав весь боезапас, совершил первый в мире высотный таран (на высоте 8000 м), после чего с незначительными повреждениями приземлился на свой аэродром. Воздушный таран применили лётчики Иван Пидтыкан и Сергей Титовка под Ленинградом, Михаил Баранов под Сталинградом, Борис Черевко под Одессой, Владимир Грек под Николаевом, Евгений Жердий под Купянском, Виталий Попков под Брянском, Владимир Лавриненков над рекой Миус.

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого
Харьковчанин Алексей Катрич 11 августа 1941 года совершил первый в мире высотный таран

На Курской дуге

В 1942-м, когда Добродецкий окончил школу пилотов (с началом гитлеровского вторжения на территорию СССР она была эвакуирована вглубь страны), война была в самом разгаре. Некоторое время его служба проходила в авиационных частях Забайкальского и Московского военных округов, хотя Анатолию, конечно же, хотелось поскорее попасть на передовую. И вот наконец в июне 1943-го он прибыл в 297-й истребительный авиационный полк, участвовавший в боях в составе Воронежского, а затем Степного фронта. Некоторое время ушло на освоение нового истребителя «Ла-5», а после этого начались разведывательные и боевые вылеты. За полтора месяца, совершив 27 вылетов, Анатолий принял участие в 11 воздушных боях, сбив при этом лично 3 вражеских самолёта и 8 – в составе группы.

На рассвете 5 июля 1943 года немцы начали операцию «Цитадель». В советской историографии это грандиозное сражение получило название Курской битвы. По своим масштабам, количеству задействованных в боях сил и средств, беспрецедентной ожесточённости, военно-политическим последствиям эту битву считают одним из наиболее важных сражений Великой Отечественной войны. Если в первые дни части РККА в основном оборонялись, то через неделю атаки войск вермахта захлебнулись, и Красная армия перешла в наступление. Более месяца (с 12 июля до 18 августа) продолжались Орловская, а с 3 по 23 августа – Белгородско-Харьковская наступательные операции.

«Красный прилив покатился на запад»

По завершении Курской битвы стратегическая инициатива в войне окончательно перейдёт на сторону Красной армии: отныне и вплоть до победного мая 1945 года РККА станет вести крупномасштабные наступательные операции, в то время как части вермахта будут отступать, откатываясь всё дальше на запад. Немецкий писатель Вольф фон Аакен в книге «Ведьмин котел» на Восточном фронте. Решающие сражения Второй мировой войны» (2010 г.) писал об этом: «Того, к чему стремился Гитлер, добились русские. Они перехватили инициативу и отныне стали навязывать немецким армиям свои правила игры. Красный прилив покатился на запад…»

15 июля 1943 года Добродецкий совершил свой первый таран. Произошло это в небе над Курском. В тот раз шестёрка истребителей «Ла-5», прикрывавшая передовые позиции советских наземных частей, вступила в бой с группой немецких истребителей «Мессершмитт-109». Два «мессера» атаковали самолёт командира группы Фёдора Березовского. Ведомым Березовского был Добродецкий: он, устремив свою машину вверх, а затем переведя её в вираж, буквально срубил плоскостью своего самолёта хвостовое оперение «Ме-109». Вражеский истребитель, кувыркаясь, полетел вниз. Второй «мессер» поспешил ретироваться. А Анатолий, дотянув на повреждённой машине до своего аэродрома, благополучно приземлился.

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого
Советский одномоторный истребитель «Ла-5»

Схватка в небе над Харьковом

Через две недели, 10 августа, Добродецкий в составе эскадрильи «лавочкиных» под командованием старшего лейтенанта Петра Кучеренко вылетел на перехват 50 бомбардировщиков «Юнкерс-88» – эта армада под прикрытием истребителей шла бомбить советские войска на подступах к Харькову. Обнаружив противника в районе пригородов Русская Лозовая – Липцы – Сотники, Кучеренко отдал по радио приказ: одному звену лётчиков атаковать «мессершмитты», а другой группе, под его командованием, ударить по бомбардировщикам. Сам Кучеренко атаковал головную машину в первой тройке; Добродецкий, его ведомый, прошил очередью второй «юнкерс». Оба стервятника рухнули вниз. Сделав боевой разворот, группа «лавочкиных» начала атаку на следующее звено бомбардировщиков. И ещё один «юнкерс» камнем устремился к земле. В это время появились еще 8 «мессершмиттов».

– Атакуют сзади! Отражаю, – успел крикнуть Анатолий, предупреждая командира, и, развернувшись, ринулся навстречу врагу.

«Мессер» и «Лавочкин» стремительно сближались. Казалось, они вот-вот столкнутся. В последнее мгновение немец резко ушёл вверх, но Анатолий успел дать очередь в «брюхо» самолёта, и тот, запылав, полетел вниз. Бой, продолжавшийся 40 минут, становился всё более ожесточённым. На земле дымилось уже более десятка немецких машин, однако боеприпасы у советских лётчиков подходили к концу, да и горючее было на исходе. В этот момент в воздухе появились ещё две группы «мессеров» – около 30 машин. Один из «Ме-109» атаковал самолёт Петра Кучеренко. Резко сманеврировав, Добродецкий открыл по противнику огонь. Но короткая очередь сразу же оборвалась – боеприпасы закончились. И тогда, чтобы спасти своего командира, Анатолий дал двигателю полные обороты и бросил машину вперёд. Краснозвёздный «лавочкин» врезался в «мессер», круша его фюзеляж винтом…

Не сдаваться до последней минуты

Тело Добродецкого и обгоревшие останки его «Ла-5» были обнаружены только 23 сентября 1943-го поблизости от села Кицевка Печенежского района Харьковской области, в 13 км от Чугуева. В кармане гимнастерки пилота нашли комсомольский билет на имя Анатолия Васильевича Добродецкого. Лётчик не погиб в воздушном бою – после тарана он пролетел довольно большое расстояние, вероятно, потеряв ориентацию в пространстве и посадив горящую машину. Он даже сумел отползти от неё на расстояние около двух сотен метров. Обстоятельства гибели Анатолия говорят о том, что до самых последних мгновений своей жизни он не сдавался и пытался бороться…

Трудно сказать наверняка, доводилось ли Анатолию читать очерк Александра Куприна «Люди-птицы», где автор пишет о лётчиках, называя их «новой породе людей»: «Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубина и упоительная легкость дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота – всё это как бы выжигает, вытравляет из души настоящего лётчика обычные низменные чувства: зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь – и в ней остается чистое золото». Но наверняка именно таким настоящим лётчиком Анатолий и стремился быть…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины» младший лейтенант Анатолий Добродецкий был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина. Его имя навечно занесено в списки личного состава полка, в котором он служил; улица Войкова, на которой жил Анатолий, с 1963 года носит его имя, а в парке гарнизонного Дома офицеров харьковчане в 2005 году в честь 60-летия Победы установили памятник бесстрашному лётчику-земляку.

Над Курском и Харьковом: воздушные тараны Анатолия Добродецкого

Памятник Анатолию Добродецкому в парке харьковского Дома офицеров

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх