Подробно о главном

9 943 подписчика

Свежие комментарии

  • Karmadon
    Нафиг коренным американцам математика, физика-химия-информатика и прочая "заумь"? Достаточно научиться нажимать кнопк...В Калифорнии мате...
  • Jane Север
    отсылать следует КОПИИ / сканы этих писем. Оригиналы должны храниться у ответственных мам, ведь письмо отсылаемое в е...В Калифорнии мате...
  • Jane Север
    губернатор, и пр... и ещё сенаторы, кто продвигает образовательные реформы и те, которые собираются их сократить!!! -...В Калифорнии мате...

Кто спас в начале войны советскую артиллерию

Кто спас в начале войны советскую артиллерию

Когда войска Европы под руководством Гитлера напали на СССР, в западных военных округах была сосредоточена практически вся артиллерия большого калибра и особой мощности – от 152 мм.

Пушки и мортиры тяжелы и неповоротливы. В обороне они бесполезны. Их можно было бросить, но утраченное быстро не восстановишь. А когда придёт время наступать и орудий не будет, что делать?

И в июле 1941 года начальник Главного артиллерийского управления генерал-полковник Николай Яковлев отдаёт беспрецедентный приказ о немедленной эвакуации всех орудий крупного калибра с Запада на Восток, в глубокий тыл страны.

Это было не просто смелое, а смертельно опасное решение. Эшелоны с пушками, идущие от фронта, могли вызвать подозрение в предательстве. Переброску этих пушек удалось организовать настолько скрытно, что ни немецкая разведка, ни советская контрразведка были не в курсе. И когда пришло время наступлений, именно снаряды этих огромных пушек стали взламывать оборону врага и прокладывать Красной армии путь к Победе.

Управлением военных сообщений в то время руководил гениальный человек - полковник Ковалёв. Он и помог генерал-полковнику Яковлеву скрытно перебросить сверхмощную артиллерию.

Вот несколько цифр.

Объем эвакуационных перевозок в начальный период войны - 1 млн 600 тыс вагонов, военных перевозок - 1 млн 280 тыс вагонов, всего - почти 3 млн вагонов.

А ведь в первые 2 недели железнодорожное сообщение на Западе страны было парализовано. Немцы разбомбили все узловые станции, а наши военные потеряли следы всех вагонов с боеприпасами и стрелковым вооружением, отправленных на фронт.

В царской России и в СССР каждый военный вагон был на особом учёте, он литеровался, его передвижение по железным дорогам страны контролировалось каждые 6 ч. Накануне войны Нарком путей сообщения Лазарь Каганович усмотрел в этом архаизм и бюрократию. Он приказал литеровать только железнодорожные составы, а интервал контроля за их передвижением значительно увеличил. Уже в конце июня 1941 года это обернулось катастрофой.

Вагоны с боеприпасами и оружием цепляли к любым составам, идущим в западном направлении, которые зачастую не имели военной маркировки и особо не контролировались. Через 2 недели в снабжении воюющей Красной армии наступил хаос. Начались поиски виновных и быстрые расправы. Но о главном борце с бюрократией не вспомнили.

Тогда начальник Управления ВОСО полковник Ковалёв сумел организовать перепись всех вагонов с обязательной проверкой их содержимого. Он же настоял на возврате к старой системе литерования и контроля. Порядок в снабжении войск был восстановлен.

Железнодорожное движение в прифронтовых районах летом 1941 года практически остановилось, все узловые станции подвергались ежедневным бомбардировкам. При этом, начальник Управления ВОСО выяснил, что немцы не расстреливают с воздуха движущиеся составы. Не трогали они паровозы, вагоны и железнодорожное полотно, сохраняя их для себя. Ковалёв обратил внимание, что налёты с немецкой педантичностью начинались ровно в 21:00 и только по станциям.

Был отдан приказ: к девяти вечера на разъездах в пределах досягаемости вражеских бомбардировщиков не должно находиться ни одного вагона, тем более - паровозов. Все составы растягивались цепочкой по магистрали, отводились на запасные пути.

И случилось невероятное.

Немецкие бомбардировщики спокойно пролетали над десятками составов и обрушивали весь бомбовый запас на пустые железнодорожные узлы.

Сразу после окончания бомбардировок быстро восстанавливались пути и движение возобновлялось. Таким образом была достигнута невероятная в условиях войны интенсивность железнодорожного сообщения и эвакуационных перевозок.

Когда началась битва за Москву, Генштаб предложил ликвидировать железнодорожные войска, а весь личный состав бросить пехотинцами на фронт.

Сталин идею подержал, так как ситуация казалась безвыходной. Создали ликвидационную комиссию во главе с Львом Мехлисом. Однако на последнем её заседании Иван Ковалев в категоричной форме заявил, что положить всех военных железнодорожников в боях за Москву - много ума не надо. А вот подготовить им смену в условиях войны не удастся.

И что делать, когда отступление завершится и армия пойдёт на Запад? Кто будет восстанавливать железнодорожные коммуникации, кто поведёт составы с техникой и войсками? Кто будет перебрасывать резервы из Сибири под Москву? Фактически полковник Ковалёв обвинил самого Мехлиса и даже начальника Генштаба в пораженческих настроениях.

Естественно, оба тут же доложили. Сталин вызвал его к себе и в грубой форме потребовал объяснений. Ковалёв повторил все свои доводы и затем досталось уже Мехлису, и начальнику Генштаба Шапошникову. Ликвидационная комиссия была распущена, железнодорожные войска сохранили.

И свою огромную роль в будущей Победе они сыграли. В период битвы под Москвой переброска резервов из Сибири шла со средней скоростью 1000 км в сутки! Руководило этой переброской УПВОСО, а обеспечивали её железнодорожные войска.


Источник: ТГ-канал

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх