Подробно о главном

9 828 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав Чесноков Чесноков Вячеслав25 января, 7:30
    Сволочи! Коммунистам вообще не надо доверять - уже науправлялись...Почему КПРФ подде...
  • Галя Иванова24 января, 19:26
    То что коммунисты предатели известно давно. В этом убеждаюсь.Хуже ЕДРА.Почему КПРФ подде...
  • Ночной кошмар24 января, 15:51
    Отобьёмся. Нам не привыкать.Об операции «Нава...

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

170-летию Роберта Льюиса Стивенсона посвящается...

Стивенсону в советском кинематографе необычайно повезло. В некотором роде больше, чем Конан Дойлу. Из переложенного на экран наследия сэра Артура мы знаем обычно одного Холмса. А из киновоплощений Стивенсона помним сиятельного принца Флоризеля, отважного юнца Джима Хокинса и подверженного раздвоению личности доктора Джекила.

Первый фильм по роману Стивенсона в СССР вышел в 1937 году. Это была вольная экранизация «Острова сокровищ» режиссёра Владимира Вайнштока, переделанная на революционный лад. Вместо мальчугана Джима отважно действовала бойкая девица Дженни. Пиратские сокровища её манили не сами по себе, а как золотой запас, предназначенный для закупки оружия ирландским повстанцам. Было в этой лихой киноленте что-то от гусарского водевиля «Давным-давно», сочинённого тремя годами позже и известного нам в основном по фильму «Гусарская баллада». Юная старлетка (артистка ленинградского ТЮЗа Клавдия Пугачёва) переодевалась в мужской наряд и нанималась юнгой на корабль, вводя в заблуждение не только врагов, но и друзей.

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

Несмотря на хороший зрительский приём, критики остались невысокого мнения о художественном уровне фильма в целом:

Секрет успеха картины, отмечал Ю.

Ханютин, «заключался не в уровне режиссуры – постановочная бутафория видна в ряде эпизодов… И не в высоком качестве литературного сценария, где делались наивные попытки осовременить Стивенсона… Секрет успеха был в том, что режиссёр прекрасно чувствовал и точно учитывал тягу массового зрителя к приключению, к экзотике» (История советского кино. 1917-1967. В 4-х т. Т. 2. 1931-1941. М., «Искусство», 1973 – с 196).

Однако нельзя было не выделить главную актёрскую удачу:

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

«…Большой заслугой в том, что «Остров сокровищ» пережил своё время, было исполнение О. Абдуловым роли пирата Джона Сильвера, - вспоминал через много лет критик Я. Кисельгоф. - …Сильвер был самым живым и достоверным характером. (…) В драматических ситуациях, когда казалось, что Сильвер готов на преступление, в его глазах вдруг мелькала искра лукавого озорства, словно предупреждая об увлекательной игре. …Артист делал своего героя и страшным и смешным одновременно. Более того, он как бы раскрывал в характере пирата историческую эволюцию: флибустьеры, романтические борцы за свободу, выродились в разбойников с большой дороги» (Актёры советского кино. Выпуск 10. Л., «Искусство», 1974 – с.10-11).

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

Треть века спустя, в 1971 году, «Остров сокровищ» вновь поманил советских кинематографистов – романтикой дальних странствий и морскими балладами начинающего композитора Алексея Рыбникова. Идее мировой революции предпочли канонический сюжет Стивенсона, правда, заметно уплотнённый в 80-минутной широкоэкранной картине. Актёрскую команду режиссёр Евгений Фридман набрал наполовину из прибалтийских артистов, очевидно, желая подчеркнуть европейское происхождение героев. Так появился голубоглазый и светловолосый юноша Джим в исполнении Ааре Лаанеметса, с витиевато уложенным на голове локоном. На стороне сил добра временно выступил Альгимантас Масюлис – в роли сквайра Трелони – актёр со значительным «породистым лицом», переигравший, до и после, несметное число немецко-фашистских захватчиков. При этом главной звездой оказался русский актёр Борис Андреев, воплотившийся в пиратского главаря Джона Сильвера.

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

Ничего странного не было в том, что раз в тридцать лет советские кинематографисты обращались к наследию знаменитого английского писателя. Однако с рубежа 1970-80 годов с советской фильмографией Стивенсона начала происходить какая-то мистика. Режиссёры, не сговариваясь, стали одну за другой выпускать экранизации по его романам, повестям и рассказам, попадая с дистанции в сто лет точно в год первой публикации экранизируемого произведения.

1878 год – Стивенсон публикует в журнале «Лондон мэгэзин» новеллы «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», отдельной книжкой издаёт в 1882-м. А ровно сто лет спустя на студии «Ленфильм» режиссёр Евгений Татарский работает над их экранизацией (1978-1979 гг.). Из-за замечаний цензуры премьера фильма была перенесена на год (1981 г.).

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

1882 год – Завершение первой публикации романа «Остров сокровищ». А ровно сто лет спустя – премьера телефильма «Остров сокровищ» режиссёра Владимира Воробьёва (Ленфильм).

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

1883 год – Начинает печататься роман «Чёрная стрела», публикация завершена через несколько лет. А сто лет спустя фильм режиссёра Сергея Тарасова «Чёрная стрела» (студия «Мосфильм») занимает четвёртое место в советском кинопрокате (1985 год).

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

1885 год – Журнальная публикация «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда», издана книгой в 1886-м. А ровно сто лет спустя режиссёр Александр Орлов на студии «Мосфильм» снимает экранизацию этой повести, в 1986-м – премьера.

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

И только «Дом на дюнах» отчасти нарушил последовательность в биографии английского писателя, немного «переехав» по времени. Эту повесть Стивенсон написал в 1880 году, издал в авторском сборнике в 1882-м, а экранизирована она была режиссёром Дмитрием Салынским на Свердловской киностудии в 1984-м.

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

Странно, но об этих совпадениях, которые не иначе как чудесными не назвать, не подозревали ни литературоведы, ни кинокритики. Они поначалу не заметили внезапно возникшей временной петли, захлестнувшей позднесоветский период с поздневикторианским.

Странная история Роберта Л. Стивенсона и советского кинематографа

Источник



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх