Подробно о главном

9 850 подписчиков

Свежие комментарии

По стопам Прибалтики: порты Украины тоже потеряли российский транзит

По стопам Прибалтики: порты Украины тоже потеряли российский транзит

С начала 2021 года российский горно-металлургический холдинг «Металлоинвест» прекратил использовать для транзита железной руды морской порт «Южный» в Одесской области. Об этом свидетельствуют свежие данные Администрация морских портов Украины (АМПУ): в январе Незалежная перевалила всего 344 тысячи тонн транзитной руды, или на 93,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Остальные объемы грузов отныне направляются в сторону российской Усть-Луги, которая, как выясняется, создает транзитный голод не только в Прибалтике.

«Транзит руды сократился на 343,75 тысячи тонн, или на 93,6% к показателям 2020 года, в связи с прекращением поставки руды "Металлоинвеста" (Михайловский ГОК) из России через морской порт "Южный" в результате запуска в октябре прошлого года терминала рудной перевалки "Ультрамар" в морском порту Усть-Луга», — рассказал директор Департамента организации работы портов АМПУ Вячеслав Вороной.

Общая ситуация в транзитной отрасли Украины тоже не радует.

Все пять крупнейших портов страны в январе зафиксировали падение грузооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Больше всего потеряли порты Черноморск (−38,2%) и Николаев (−24,3%). Но это вполне закономерное явление: год назад мировая торгово-экономическая система еще толком не ощутила влияния эпидемии коронавируса.

Вспомним, что даже в марте, когда начиналась «нефтяная война», правительство России призывало саудитов не торопиться со снижением добычи «черного золота».

Вячеслав Вороной, конечно, обращает внимание на фактор COVID-19. Хотя снижение показателей украинских портов обусловлено не только этим.

Яркий тому пример — транзит руды, который у «Южного» отобрала Усть-Луга. Причем произошло это как-то буднично, почти незаметно.

Украинские эксперты и отраслевые специалисты не предупреждали, что новые портовые мощности на Балтике ударят по черноморским портовикам. Казалось бы, какая между ними может быть конкуренция?

Конкуренции, как выяснилось, действительно нет.

В Усть-Луге заработал терминал «Ультрамар» — и Украина разом лишилась почти 95% транзитной российской руды.

Впору задаться вопросом: какие еще грузы в ближайшие годы потеряет тот же «Южный»? Ведь создание портовой инфраструктуры в Ленинградской области еще не окончено.

Этот процесс в первую очередь влияет на транзитную отрасль Латвии и Эстонии, в меньшей степени — Литвы, которая пока держится за счет перевалки белорусских грузов. Украина тоже не осталась в стороне.

«Современные экономичные и перспективные порты в Ленинградской области, на Юге и Дальнем Востоке будут забирать товарные потоки на себя. Новые маршруты оказались более выгодны и надежны, поэтому необходимость использовать для транзита Прибалтику и Украину фактически равна нулю», — отмечает российский экономист Василий Колташов.

В самом деле, в 2014 году Киев объявил Россию «страной-агрессором» (впоследствии это было закреплено в отдельном законе). «Майданная» власть держит курс на отказ от сотрудничества со своим восточным соседом во всех сферах, где это возможно. По ее инициативе было закрыто российское торговое представительство на Украине, которое Москва до последнего старалась сохранить.

Поэтому сотрудничество с портом «Южным» для холдинга «Металлоинвест» сопряжено с перманентными рисками. И при первой же возможности он решил «сбежать» в Усть-Лугу.

Умные люди в украинском Минтрансе, похоже, что-то подозревали. Иначе как объяснить тот факт, что «Украинская железная дорога» («Укрзализныця») перевозила российскую руду в приоритетном порядке, в ущерб аналогичной продукции отечественного производства?

Аналитический портал RuBaltic.Ru писал об этом в конце 2019 года. Странным образом грузы из «страны-агрессора» на Украине оказываются в привилегированном положении: и портовики, и железнодорожники обрабатывают их в первую очередь.

Согласованные планы транзитных перевозок перевыполнялись, а украинские горно-обогатительные комбинаты, к примеру, вынуждены были ждать своей очереди.

Не будем забывать и о приказе Министерства инфраструктуры Украины, по которому установлена пятидесятипроцентная скидка на ставку портовых сборов для транзитных грузов. Стремясь по максимуму загрузить портовые мощности, правительство Владимира Гройсмана зафиксировало эти тарифы на постоянной основе в 2016 году.

Многим это решение не понравилось. Премьер-министру пришлось признать, что нельзя предоставлять какие-либо привилегии «стране-агрессору».

Но скидки действуют до сих пор. Ни Гройсман, ни его преемники на посту главы правительства их так и не отменили.

Ситуация кажется парадоксальной: украинские экспортеры предлагают «Укрзализныце» более прибыльные украинские грузы, поскольку на них действие описанного выше приказа не распространяется, а та все равно отдает предпочтение российскому транзиту. Как так? Российские экспортеры могли заключить какие-то негласные договоренности с коррумпированным руководством железной дороги.

Второй вариант — украинская власть сознательно поставила российских экспортеров в привилегированное положение.

«В конце концов, свой окатыш никуда не денется — будет лежать в поле, пока для него не найдутся свободные вагоны. А вот грузы из РФ могут уйти, и поминай как звали», — писал аналитический портал RuBaltic.Ru.

Недавний отчет Администрации морских портов Украины косвенно подтверждает вторую версию.

На публике экс-президент Петр Порошенко прощался с «немытой Россией», а его премьер-министр тем временем предоставлял российским грузоотправителям пятидесятипроцентные скидки, чтобы они не ушли в другие порты.

Не помогло.

Судя по всему, «Металлоинвест» даже не пробовал торговаться со своими украинскими партнерами, «выбивать» из них дополнительные скидки, угрожая перенаправить транзитные потоки в сторону Ленинградской области. Такая политика характерна для президента Беларуси, который из двух коммерческих предложений всегда старается выбирать более выгодное.

Но в РФ на уровне президента принято решение о том, что максимально возможные объемы российских грузов должны отправляться на экспорт через российские порты.

В случае с Украиной «Майдан» сделал этот процесс необратимым. У руководства России было семь лет, чтобы окончательно убедиться в недоговороспособности Киева. Убедились.

И неважно при этом, кто занимает кресло президента или премьер-министра.

Надежда на нормализацию отношений между двумя странами, которая появилась после прихода к власти Зеленского, умерла в прошлом году.

А вместе с ней умерли перспективы восстановления прежних объемов российского транзита через Украину.

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх