Подробно о главном

9 992 подписчика

Свежие комментарии

  • Максим
    Насколько я понимаю, ГазПром не только отправляет в Европу контрактные объёмы, но и получает за них КОНТРАКТНУЮ, а не...Как не замерзнуть...
  • Вячеслав даньшин
    Спасибо БАТЬКА!!! Хоть он врезал по мордасам безумным польским властям и не струсил, без оглядки на ЕС и другие между...«Вторая польская ...
  • Виктор Шиховцев
    Вот именно так нас и признают. Только чтобы насолить кому-то.Во Франции призва...

Проблемы консолидации европейского авиастроения

В блоге лондонского Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies - IISS) опубликован материал Douglas Barrie, Niklas Ebert "No consolation prizes for a lack of European aerospace consolidation" ("Утешительных призов за отсутствие консолидации в европейской аэрокосмической индустрии не будет"), в котором говорится, что, хотя амбиции Европейского союза в сфере военного авиастроения очевидны, однако промышленная фрагментация и конфликты национальных задач продолжают выступать в качестве препятствий в этом секторе в Европе, объясняют Дуглас Барри и Никлас Эберт. Это по-прежнему открывает перед Соединенными Штатами широкие возможности на европейском оборонном рынке.

photo_2021-06-27_04-48-47

Изображение базового патрульного самолета Boeing P-8A Poseidon в окраске авиации ВМС Германии (с) Boeing

Принятые в последнее время в Европе решения о закупках вооружений в Соединенных Штатах имеют смысл в каждом конкретном случае. Взятые вместе, они поднимают неудобные вопросы для оборонных амбиций Европы, как в политическом смысле, так и промышленном. Раздробленность европейской промышленности в сочетании с противоречащими друг другу национальными задачами по-прежнему выступают в качестве препятствий для этого сектора, несмотря на амбиции Европейского союза в области обороны и безопасности.

Эти факторы также продолжают давать США возможности на европейском рынке.

То, что Германия выбрала базовый патрульный самолёт Boeing P-8A Poseidon в качестве промежуточной замены для своих старых самолетов P-3C Orion, а не на европейский вариант, и отказалась от европейской программы создания зенитной ракетной системы, стало нежелательным, хотя и не удивительным с континентальной точки зрения итогом. Тем временем, сосед Германии - Швейцария – отказалась от немецкого Eurofighter и от французского Dassault Rafale, заявив о намерении приобрести истребители Lockheed Martin F-35A Lightning II в качестве замены для своих Boeing F/A-18C/D Hornet.

«Промежуточный» подход

Решение Германии приобрести пять самолётов P-8A стоимостью 1,1 млрд евро (1,3 млрд долларов США) для замены восьми самолётов P-3C обеспечит её воздушные силы, возможно, наиболее эффективными базовыми патрульными и  противолодочными самолётами. Она сможет выиграть от унификации не только с ВМС США, которые получили 103 самолета P-8, но и с Соединенным Королевством, которое вводит девять таких машин в эксплуатацию, и с Норвегией, которая заказала пять P-8 в 2017 году. Но это решение также усилило напряженность между Берлином и Парижем, поскольку они являются партнерами по программе перспективного базового патрульного самолета Maritime Airborne Warfare System (MAWS). В настоящее время Франция рассматривает вопрос о выходе из программы, если верить докладу, обнародованнлму газетой "La Tribune".

Компания Airbus рассматривает MAWS как один из нескольких стратегических оборонных проектов и намерена обеспечить новый потенциал базовых патрульных самолетов с середины 2030-х годов, а также содействовать более тесному европейскому сотрудничеству в области обороны. Однако в конце концов Берлин не мог ждать так долго из-за проблем с обслуживанием самолетов Р-ЗС, поскольку, как сообщается, только четыре из восьми самолетов были находились в строю, и есть опасения, что к 2023 году их число может сократиться до двух. При этом изначально немцами ставилась цель сохранить Р-ЗС до тех ор, пока MAWS не будет готов.

Реклама

Задуманное как промежуточный вариант, на время, пока не реализована MAWS, решение Германии [относительно закупки Р-8А в США] бросило тень на перспективы этой программы. Все пять немецких P-8А должны были быть поставлены в 2025 году, условно через период чуть более десяти лет, пока платформа MAWS не станет доступной.

Контр-амбиции

Европейская промышленность давно поставила перед собой цель разработки платформы, способной бросить вызов США на рынке базовых патрульныхсамолетов, но запуск программ неоднократно срывался. В начале 2000-х годов немецкий партнер Airbus EADS предложил разработать базовый патрульный самолёт на базе пассажирского самолёта Airbus A320, для замены немецких и итальянских самолётов Atlantique 2 [на самом деле Германия и Италия использовали самолеты Atlantique 1 - bmpd]. В 2003 году Берлин вместо этого решил приобрести списанные нидерландские cамолеты P-3C. В Dassault также безуспешно пытались сформировать международный проект для удовлетворения немецких и итальянских требований для запуска [программы перспективного базового патрульного самолета] Atlantique 3.

В ходе недавних обсуждений в Берлине Франция также предложила [Германии] четыре базовых патрульных самолета Atlantique 2 [из наличия] в качестве альтернативы P-8А и в качестве временной замены для P-3C, в то время как группа Airbus предложила для этих целей самолет C295 Persuader.

Трудности, связанные с согласованием оперативных, политических и промышленных задач за последние двадцать лет попыток создания европейских базовых патрульных самолетов более чем очевидны. Однако этот сектор не является единственным примером. Европейские усилия по запуску средневысотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета, последний вариант которого - EuroMALE, заняли почти два десятилетия, и в настоящее время ожидается, что ввод его в строй произойдет после 2025 года. И в то время как военно-транспортный самолёт Airbus A400M в настоящее время работает в семи европейских странах, его программа на несколько лет отстала от графиков и превысила изначальную стоимость. Ожидалось, что перспективный военно-транспортный самолет по программе EUROFLAG Future Large Aircraft, который был предшественником Airbus A400M, поступит в эксплуатацию в 2003 году. Реально поставки A400M были начаты только в 2013 году.

Посмотрим на истребители

Напряжённость в отношениях между Францией и Германией по поводу программы MAWS также может сказаться на их сотрудничестве по будущему многофункциональному истребителю. В последних комментариях глава ВВС Германии генерал-лейтенант Инго Герхарц рассказал о своей надежде на то, что франко-германо-испанский проект боевого самолета [по программе FCAS] будет объединен с конкурирующей британской программой, подключившей также Италию и Швецию. Остаётся только догадываться, как к таким замечаниям отнесутся в Париже. Между тем, выбор Швейцарией истребителя F-35А вместо Eurofighter, или французского Rafale, скорее всего, укрепит позиции США в конкуренции за грядущие закупки боевых самолетов. Швейцарская оценка показала, что этот самолет является наиболее эффективным и наименее дорогостоящим, причем последняя оценка вызывает более широкие дебаты.

Реклама

Тем не менее, F-35 был также самым современным проектом, предложенным швейцарцам. Выбранный [Швейцарией] тип самолета, по всей вероятности, будет находиться в строю до 2050-х годов, если не далее, и это также могло быть одним из факторов при принятии решения. Проблема для Европы заключается в том, что Eurofighter и Rafale сейчас представляют из себя уже не новые боевые самолеты, в то время как самолеты, которые должны прийти им на смену, все ещё требуют практически двух десятилетий работы.

Это окно возможностей, которое Вашингтон будет продолжать использовать, поскольку два конкурирующих полюса военной авиации Европы продолжают бороться за политическую позицию и поддержку. Амбиции ЕС в области оборонной промышленности ясны, но также очевиден разрыв между ожиданиями Брюсселя и национальными задачами.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх