Подробно о главном

9 990 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Хальзев
    Россия выполняет обязательства по контрактам?Выполняет.Какие могут быть претензии?Европа движется к...
  • Валерий Хальзев
    Заколебали уже эти "борцуны"!!!!!!! Надо не бороться,а создавать условия для препятствия этому злу.Вспомните клас...13 идей по борьбе...
  • Валерий Хальзев
    Милонов придурок-старая истина говорит,что надо не переставлять кровати,а менять персонал!!!!!!Из пиджаков в сюр...

"Хороший, плохой, злой", или как итальянец спас вестерны

Фильм Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» - один из тех случаев, когда судьба картины складывается парадоксальным образом. Конечно, главную роль в этом сыграл кризис в американском кинематографе в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов двадцатого века, неожиданно способствовавший подъему кинематографа итальянского. Но начнем с начала.

"Хороший, плохой, злой", или как итальянец спас вестерны

В первую очередь упомянутый кризис в Голливуде ударил по «узкожанровым» фильмам, таким как вестерны. Скованный жесткими рамками жанр историй о Диком Западе фактически исчерпал себя и производство кинокартин снизилось в несколько раз. Зато в Италии кинематограф, наоборот, переживал бурный подъем. Американские кинокомпании и актеры с удовольствием шли на совместные проекты, прекрасно окупавшиеся в европейском прокате — в том числе и на участие в так называемых «спагетти-вестернах», снимавшихся почти исключительно с прицелом на европейский рынок. Зарабатывать-то как-то надо.

Среди спагетти-вестернов попадались удачные, но от подавляющего большинства шести сотен кинолент не осталось и воспоминаний, и, надо признать, вполне заслуженно. Однако Серджио Леоне сумел сделать невозможное - фактически прыгнуть выше головы.

Его «Долларовая трилогия» вывела на орбиту новую звезду — Клинта Иствуда, прочно вписала имя режиссера в историю кино, а ее «бриллиант» - кинокартина «Хороший, плохой, злой» неизменно входит в самые разные топы «лучших фильмов всего и вся».

"Хороший, плохой, злой", или как итальянец спас вестерны

Что интересно, изначально критики восприняли фильм с огромным скепсисом, громя его, как затянутый, надуманный, неоправданно жестокий и бессмысленный. Зрители были другого мнения — фильм многократно окупился и в европейском, и в американском прокате, но когда критиков интересовало мнение тех, для кого кино снимается? Понадобилось почти двадцать лет, чтобы фильм получил признание и постепенно превратился в классику мирового кино, породив бесчисленное количество подражаний и отсылок (которые продолжают множиться с удивительной скоростью).

Трагикомическая история трех неугомонных персонажей, условно названных «Хорошим» (Клинт Иствуд), «Плохим» (Ли ван Клифф) и «Злым» (Илай Уоллак), ищущих клад в разгар мясорубки гражданской войны между Севером и Югом родилась буквально из ничего. На совещании между Леоне, сценаристом Винченцоне и представителями «Юнайтед Артистс» по поводу финансирования третьего фильма (кинокомпания, довольная успехами проката первых двух вестернов Леоне, была настроена очень оптимистично), итальянцам был задан вопрос — а о чем, собственно, будет фильм? Режиссер и сценарист еще даже не думали, что именно они собираются снимать, поэтому Винченцоне буквально в нескольких фразах сымпровизировал фабулу о кладоискателях, и дело оказалось в ковбойской шляпе.

"Хороший, плохой, злой", или как итальянец спас вестерны
Илай Уоллак, конечно же, главная звезда фильма. Даже не могу себе представить другого актера в роли Туко Бенедикто Пасифико Хуана Мария Рамиреса, также известного, как "Крыса"

О съемках фильма можно написать целую книгу, впихнуть все в статью однозначно не получится. Строптивость Клинта Иствуда, которому казалось, что бандит Туко в исполнении Илая Уоллака «перетянет» все внимание на себя (как, откровенно говоря, в итоге и получилось — Илай в роли Туко просто гениален), постоянная нехватка средств, из-за которой, например, большинство трюков актеры были вынуждены выполнять сами (а вовсе не потому, что они так уж непомерно круты) и даже неожиданное крайнее миролюбие Ли Ван Клиффа, совершенно не вязавшееся с характером его прямо-таки демонического персонажа (например, в сцене, где его персонаж избивает девушку, актера заменял дублер)… Впрочем, думаю, если покопаться в истории съемок любого известного фильма, можно найти много разных ситуаций в том же духе.

Конечно сейчас, ретроспективно, всем уже понятно, насколько фильм Леоне перевернул представления о практически находившемся при смерти жанре. Понятно, конечно, что многие приемы Леоне почерпнул у других режиссеров (если кто не знает, то первая часть трилогии, «Ради пригоршни долларов» и вовсе является прямым плагиатом фильма Акиры Куросавы «Телохранитель»), но именно ему принадлежит заслуга сведения всех этих заимствований в единое гармоничное целое.

Характерная атмосфера фильма формируется из нескольких типичных дли Леоне приемов: крайняя немногословность персонажей (первые слова в фильме герои произносят аж на десятой минуте фильма), неспешное развитие сюжета, когда даже динамичные сцены перестрелок распадаются на мимолетные мгновения действия, перемежаемые длительными паузами, «длинные планы» - большие безмонтажные периоды непрерывной съемки, еще больше «замедляющие» действие, и, конечно же, блестящая музыка Эннио Морриконе, которая фактически выполняет роль «рассказчика» всей истории, связующим веществом фильма. Думаю, любой, кто видел фильм, согласится, что финальную сцену «мексиканского противостояния» между героями просто невозможно себе представить без гениального музыкального сопровождения.

"Хороший, плохой, злой", или как итальянец спас вестерны

Леоне впоследствии не раз говорил, что одним из главных лейтмотивов фильма для него было стремление продемонстрировать бесчеловечность и бессмысленность войны — кульминацией этой темы стали, пожалуй, кровопролитная ненужная бойня за мост и концлагерь северян, куда попадают герои фильма. Вестерн с серьезным философским и социальным подтекстом — сейчас таким уже никого не удивишь, но для тех времен это была совершенно революционный подход.

В заключение статьи хочется отдельно упомянуть об огромном влиянии фильма на все современное медиа-пространство. Самые известные примеры — Квентин Тарантино, который неоднократно называл «Хороший, плохой, злой» своим любимым фильмом, отсылки к нему есть практически во всех работах Тарантино; Стивен Кинг, чей Стрелок из цикла «Темная башня» списан прямиком с безымянного героя Иствуда (в связи с чем выбор актера для экранизации вызывает откровенное недоумение, даром что я обожаю Идриса Эльбу); компьютерная игра Red Dead Redemption в значительной мере создана под влиянием фильма. Очень много прямых отсылок к фильму также разбросано по франшизе Borderlands, изрядно тяготеющей к стилистике вестерна. Цитаты из фильма встречаются порой в самых неожиданных местах. Помните фразу из фильма «Игла»:

"Знаешь, Спартак, я давно хотел тебе сказать, люди в мире разделяются на две категории- одни сидят на трубах, а другим нужны деньги”

Сравните с двумя фразами:

«Есть два вида шпор, мой друг: одни заходят через дверь, другие - через окно»

«Есть два типа людей: у одних револьвер заряжен, другие копают»

На этом я завершаю статью, потому что сколько о фильме не пиши, есть только один настоящий способ им насладиться: посмотреть.

Что я и сделаю.

"Хороший, плохой, злой", или как итальянец спас вестерны

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх