Подробно о главном

9 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Серж Южанин
    Одно движение в с...
  • Серж Южанин
    Одно движение в с...
  • Отари Хидирбегишвили
    Дорогой ты мой господин Сатановский!Прошу называть вещи своими именами, поскольку это не миротворческая операции Росс...Сатановский: Стон...

Немецкие товары от позорного шильдика "Made in Germany" до признанного качества

Во второй половине 19 века покупатели отчаянно ругали неккчественные германские товары, наводнившие рынки всего мира. Британский экономист Э. Уильямс писал в 1897 году, что экспортные немецкие товары называют дешевыми и плохими всюду, даже в самой Германии: "Дешево да гнило", - таково мнение было самих немцев об их товарах.

Немецкие товары от позорного шильдика "Made in Germany" до признанного качества

Немецкие производители делали все, чтобы скрыть, что товар сделан в Германии. И прибегали к разнообразным ухищрениям, чтобы обойти законодательство стран-импортеров. К примеру, когда в Великобритании в 1887 году ввели строгие правила маркировки товаров, немцы с помощью разных ухищрений старались не демонстрировать клеймо "Made in Germany" потенциальным покупателям.

Одним из распространенных обходных маневров была отправка изделия в Англию в разобранном виде. Сборка часов, велосипедов или иных механизмов на британской территории автоматически снимала обязанность ставить позорное клеймо и позволяла указывать в качестве изготовителя мастерскую в каком-нибудь британском сарае.

Если же изделие было достаточно велико по своим размерам, надпись "Made in Germany" размещали там, где никто и никогда не догадается ее искать. Так, например, поступали производители швейных машин.

Известная американская фирма "Зингер" имела производство в Германии, но, не желая отпугивать покупательниц, прибегала к подобной уловке:. Штемпель "Made in Germany", напечатанный микроскопическими буквами, размещался под подножкой. Чтобы его увидеть надо было перевернуть тяжелую машину вверх дном и прочитать надпись.

Плохие немецкие копии качественных британских, французских и американских товаров доставляли покупателям на судах и поездах, используя самые разнообразные тайники для провоза контрабанды. Во время русско-британских торговых переговоров неоднократно обсуждался вопрос о том, что пассажирский поезд Берлин--Петербург битком набит контрабандными подделками, сделанными в Германии. Чаще других подделывались ножи, на которые умельцы из Саксонии, не моргнув глазом, ставили клейма известных мастеров из Шеффилда. Магазины больших и малых европейских городов были завалены похожими на английские, но крайне ломкими игрушками. А в парфюмерных лавках продавали духи известных французских марок чистой немецкой воды.

Жертвам немецкой экспансии оставалось лишь констатировать: "Немецкие товары хорошо раскупаются, благодаря их достаточно ощутительной дешевизне. Масса людей нуждается в дешевом товаре из-за ее ограниченной покупательно способности. Огромное большинство приобретает их в незначительном количестве, которое расходится на удовлетворение разнообразных нужд, что вполне понятно".

Способ распространения сферы своего влияния

Однако все эти ухищрения не объясняли, почему экономика Германии после 1870 года развивалась едва ли не самыми высокими темпами в мире. Исследователи писали, что огромную роль в развитии германской промышленности сыграло объединение многочисленных немецких княжеств в единую страну с солидным внутренним рынком. А также о пяти миллиардах франков, полученных немцами с побежденных ими в 1871 году французов, которые стали стартовым капиталом для объединенной Германии.

Но большинство друзей и недругов тогда считали, что еще более важную роль сыграла железная сцепка германской промышленности и власти. Канцлер Отто фон Бисмарк, разогнав либералов, принял такие меры по защите внутреннего рынка, что фабриканты из других стран не переставали проклинать своих германских коллег и в то же время завидовать им.

На любые иностранные товары, которые конкурировали на немецком внутреннем рынке с товарами отечественного производства, устанавливались огромные пошлины. Это не только защищало немецких производителей от конкуренции на внутреннем рынке, но и позволяло держать на нем высокие цены. За счет этого за рубеж товары тех же производителей уходили по демпинговым ценам. Государство также стимулировало германский экспорт, выплачивая производителям премии и устанавливая для них специальные льготные цены на железнодорожные и морские перевозки.

Особое возмущение британцев и других конкурентов Германии вызывала активная помощь в продвижении германских товаров за рубеж чиновников и дипломатов

"Рассказывают, - писал Э. Уильямс, - про самого Бисмарка, что он, будучи канцлером, в беседе с китайским посланником о дипломатических делах до тех пор не отпускал мандарина, пока не убеждал его сделать крупный заказ на стальные рельсы одной немецкой фирме. Этому примеру главы кабинета следуют и другие. Г-н Грагам, в весьма ценной для нашего дела записке, прочитанной в Лондонской торговой палате в 1895 году, выяснил действие этой системы в Румынии.

Германское посольство в Бухаресте имеет хороший подбор людей, обязанность которых состоит в исследовании всех деталей торговли в интересах немецких фабрикантов. Если предполагается какой-нибудь заказ, то посольство посылает уведомление правительству с тем, чтобы немецкие инженеры и поставщики могли уже иметь предложения, а коммерческие атташе посольства вообще всеми возможными способами помогают развитию в данной стране торговли своих соотечественников".

Для достижения цели немцы не жалели ничего

"Германское правительство,— жаловался Уильямс,— платит лучше своим коммерческим консулам. Как г-н Манделла указал Шеффильдской торговой палате, немцы платят 800 фунтов стерлингов в год своему консулу в Милане, центре итальянской промышленности. Англия имеет там только вице-консула, полное жалованье которого составляет 50 фунтов стерлингов в год, и из него еще он должен отчислить на необходимые канцелярские расходы! При этом наш главный консул живет во Флоренции, где нет никакой торговли".

Захвату новых рынков немецкими товарами, служили и германские банки

"Одним из главных орудий расширения сферы германского торгового влияния,— писал российский экономист И. И. Левин,— являются банки, которые организуют своего рода завоевательные походы. Германские банки изучают и развивают рынок, содействуют всячески отечественному экспорту, захватывают концессии с энергичной помощью дипломатии (недаром в Германии обычно подчеркивается партнерство между банками и иностранным ведомством), служат каналами, по которым притекают заказы немецкой промышленности. Германский капитал банки направляют, заставляют работать в согласии с политическими интересами родины, организуют его на чужбине... Немцы смотрят на помещение капиталов за границей как на способ распространения сферы своего экономического и политического влияния, доходят до крайностей в этом своем увлечении".

Русские и европейцы в равной мере возмущались бесцеремонностью немцев, использовавших любые затруднения конкурентов. После любой стачки на предприятиях в любой стране, как утверждали исследователи на рубеже XIX-XX веков, можно было не сомневаться, что долю рынка, освободившуюся во время трудового конфликта, обязательно займут немецкие товары. Один из членов Ассоциации британских торговцев Уильям Такс рассказывал: "Я не припомню ни одной стачки, с тех пор как занимаюсь делами, результатом которой не была бы потеря для нашей промышленности некоторых рынков, и всегда рынок, потерянный этим путем, было трудно, а часто даже невозможно завоевать снова".

Англичане, французы, русские пытались выяснить и другие причины успешной экспансии дрянных немецких товаров на свои рынки. Но вскоре были вынуждены констатировать, что качество германской продукции становится день ото дня лучше.

Главными причинами низкого качества немецких товаров долгое время было несовершенство станков и инструментов, низкая квалификация большинства немецких рабочих и техников, а также невысокий уровень прикладных наук. Если философов и филологов в немецких землях всегда было в избытке, хорошие инженеры и химики оказались едва ли не самым большим дефицитом.

Мало-помалу парк станков обновили. Благо ни одна из европейских стран не накладывала ограничений на ввоз станков в Германию, а по полученным образцам поднаторевшие в копировании немецкие мастера наладили производство собственных.

Не стала большой проблемой и профессиональная подготовка рабочих. В Германии было введено всеобщее бесплатное образование до четырнадцатилетнего возраста, а затем подростков определяли в профессиональные школы. Занятным оказалось то, что, скопировав их с зарубежных образцов, немцы или вообще не допускали в такие школы иностранцев, либо назначали для тех огромную плату за обучение, что было равнозначно запрету.

Подготовить инженеров помогли зарубежные университеты и технические институты. Англичане констатировали, что в последней четверти XIX века до трети студентов их лучших университетов были немцами. А вслед за тем прилежные молодые специалисты соглашались работать за гроши в первоклассных английских компаниях, за три-четыре года узнавая все секреты и технологические тонкости.

Особенно прилежно немцы следили за новыми изобретениями. Если их не удавалось умыкнуть бесплатно, автора убеждали переехать в Германию вместе с оборудованием, предлагая деньги, не снившиеся ему на родине. Одновременно германское правительство убеждало и заставляло немецкие фирмы развивать собственные исследования, не жалея для этого никаких средств.

"Английские фабриканты,— писал Э. Уильямс,— не жалеют денег на свои личные потребности и донельзя скупы на издержки для улучшения своих фабрик. Немецкие фабриканты поступают не так. В Эльберфельде существует завод, на котором постоянно работает не менее 60 хороших химиков в прекрасно обставленных лабораториях; они получают регулярное жалованье за работу, которую англичане назвали бы "ничего не деланьем".

Немец же называет ее "научными исследованиями". Эти химики заняты только научными изысканиями и не имеют прямого отношения к текущим делам завода. Изо дня в день, год за годом они производят анализы и опыты над новыми соединениями, пока одному из них не удастся открыть новый процесс или полезное применение чего-нибудь такого, что прежде было известно как "отбросы" и что может принести большие барыши хозяину завода (в этом барыше участвует и химик). Эльберфельдский завод не единственный пример; в Германии такая же система, как в Эльберфельде, составляете общее правило на всех заводах. Badische Aniline und Sodafabrik в Мангейме, например, имеет даже 78 таких химиков. "Бессмысленная расточительность", - сказал бы английский фабрикант, но последний дивиденд, который платила эта компания, был 25 %. Эта расточительность, однако, хорошо себя оплачивает! Применение химии к практическим потребностям помогло немцам завладеть миром, и посредством этих же применений они продолжают расширять свое господство".

Немецкие товары от позорного шильдика "Made in Germany" до признанного качества

Не менее важным секретом успехов Германии исследователи считали национальный характер немцев. Получив достаточную профессиональную подготовку, немецкие рабочие начали доводить копии зарубежных товаров до такого совершенства, что даже не переносившие их французы были вынуждены признать, что термин "немецкие изделия" перестал быть синонимом отбросов.

Кроме трудолюбия, доходящего до крайних форм, современники отмечали другие проявления немецкого упорства. Они констатировали, что в случае, когда немцу для создания собственного дела недостает капитала, он начинает вести скромнейший образ жизни, долго копит, но все равно добивается своего. У англичан опускались руки оттого, что немцы были готовы исполнять любые прихоти покупателей, идти на любые уступки, лишь бы получить заказ и захватить хотя бы ничтожную долю рынка.

Считается, что конец немецкому экономическому чуду положила первая мировая война. Воевать со всем миром Германии оказалось не по силам. Однако, возможно, если б не было войны, рост немецкой экономики остановился бы по естественным причинам.

Сопротивление германскому экспорту росло по всему миру, а рост зарплат рабочих в самой Германии и затрат на производство мог свести на нет все ценовые преимущества немецких товаров.

Собственно, именно так развивались события в странах, воспользовавшихся немецкой моделью развития после второй мировой войны. Вполне удачно использовали ее в Японии, чьи товары потребители в Европе и Соединенных Штатах сначала считали "азиатской дешевой дрянью", а затем едва ли не символом престижа и синонимом качества. При этом в точности как немцы японцы гонялись за чужими патентами и бесстыдно копировали чужие образцы.

Как только Япония перестала быть производителем "ощутительно дешевых" товаров, ее место заняла Южная Корея и другие "азиатские тигры". А вслед за ними рынок самых дешевых товаров мира стал осваивать Китай. Все эти страны не отличались демократичностью режимов, - писал Евгений Жирнов в издании «Коммерсантъ»

Кем и зачем была придумана фраза "Made in Germany"

Фраза "Made in Germany" была придумана в Англии в 1887 году с целью указать покупателям на иностранное происхождение дешевого и некачественного товара и тем самым защитить внутренний рынок страны. До этого, в 1879 г., Бисмарк ввел заградительные тарифы на рожь и железо, чтобы поддержать отечественную промышленность. Поэтому правительство Англии решило каждый раз показывать покупателям источник происхождения товара, чтобы они знали, экономику чьей страны они поддерживают.

С одной стороны, Англия хотела пометить некачественную иностранную подделку столовой посуды. Англичане справедливо считали, что немцы копируют их продукцию, поэтому призывали жителей острова покупать прежде всего свои товары, поддерживая внутренний рынок. Например, это относилось к столовым приборам, ножницам и ножам, сделанным в немецком Золингене.

В 1891 г. много государств подписали "Мадридское соглашение об отказе от ложных наименований происхождения товаров". Немцы правильно на него отреагировали. Вскоре товары стали производить хорошего качества, а в чем-то даже превосходящего товары соседей. Вскоре негативная маркировка в корне поменяла свое значение. В конце 19 в. Германия стала самой быстрой индустриально развивающейся страной и по темпам развития обогнала Англию.

В Германии все началось меняться после окончания войны с Наполеоном, с 1815 г. Тогда только Бремен и Гамбург имели безопасные и постоянные выходы к Северному морю, но не было постоянных торговых маршрутов через Атлантику. К тому же промышленному развитию мешала традиционная феодальная раздробленность страны, которая была больше ориентирована на сельское хозяйство. Люди продолжали отдавать часть урожая своим правителям, а торговые гильдии ограничивали открытие новых производств. Немецкая текстильная промышленность столкнулась с жесткой конкуренцией на международном рынке.

До 1871 г. Германия представляла из себя лоскутное одеяло из маленьких разрозненных земель, самым крупным из которых была Пруссия. Конечно, заводам из разных земель было трудно взаимодействовать друг с другом, покупая сырье или продавая продукцию.

Только после объединения Германия стала индустриальной державой. Особое развитие стране дало производство паровых двигателей для производственных машин и судов. Таким образом количество заводов с 419 в 1837 г. выросло до 1 444 в 1849 г. Корабли на паровых двигателях, перевозящие уголь и сталь, позволили Рурскому региону достичь своей производственной мощи и славы. Также это позволило вывести немецкие суда в Атлантику.

За 30 лет, с 1820 г., добыча угля выросла более чем в 6 раз и достигла 6 млн. тонн в год. Также на промышленной революции Германии и ее объединении сказалось развитие железных дорог. Поначалу строительство происходило за счет частных инвестиций, но с 1842 г. правительство Пруссии основало Железнодорожный фонд для финансирования строительства дорог. Поначалу немцы покупали локомотивы в Англии и Бельгии, потом стали делать их сами, в основном в Берлине и Мюнхене. В течение 1840-х гг. железная дорога связала крупнейшие немецкие города.

После 1879 г., когда был изобретен дешевый и массовый способ производства стали, начался настоящий бум стальной продукции, а фамилию владельца сталелитейных заводов Круппа узнали во всем мире. Удешевление стали привело к массовой постройке новых фабрик и судов. Во время Второй промышленной революции Германия конкурировала с такими странами, как Великобритания и США. В электронике появились такие немецкие компании как Siemens и AEG. Химическая промышленность подарила миру новые лекарства (Bayer) и удобрения (Carl Bosch, BASF), которые в свою очередь привели к высоким урожаям. Германия стала лидером автомобилестроения (Daimler, Benz).

Вторая промышленная революция была бы невозможна без прорыва в образовании и без государственной поддержки. Германия ввела новые тарифы, ограничивающие импорт, а банки давали субсидии на развитие местных производств. Но самая большая заслуга была в образовании. Технические школы подарили стране много изобретателей и квалифицированных специалистов.

После Первой мировой отношение к надписи "Сделано в Германии" стало еще хуже - эти товары не пускали на свой рынок англичане и их союзники. Тогда немцы сделали ставку на дешевую рабочую силу и более высокие условия производства.

После Второй мировой войны фраза "Сделано в Германии" стала синонимом немецкого экономического чуда. В 1950-х было решено для поднятия экономики пригласить дешевых рабочих из других европейских стран, прежде всего из Италии. Между 1950 и 1963 гг. промышленность выросла на 185 %. За 15 лет Западная Германия превратилась из разрушенной земли в процветающее иммиграционное государство. Фольксваген Жук стал символом экономического чуда Западной Германии. Благодаря экспортным успехам ФРГ и в процессе глобализации она стала известна во всем мире.

Покупатели быстро ощутили, что немецкие товары высокого качества и ориентированы не только на массового потребителя, но и на покупателей с уникальными потребностями. Т.е. немецкая продукция, в отличие от американской, была ориентирована не на массовый рынок, а на выполнение высококлассных индивидуальных заказов. В наши дни особо известно высокое немецкое качество в таких отраслях, как машиностроение, автомобилестроение, электроника, химическая и фармацевтическая промышленность.

В 1973 г. чтобы покупатели различали товары из разных частей Германии, на них указывали "Сделано в Западной Германии" и "Сделано в ГДР". В 1995 г. суд Штутгарта постановил, что лейбл "Сделано в Германии" нельзя ставить на товары, хотя и сделанные внутри страны, но по большей части из иностранного сырья или с помощью иностранных технологий. На самом деле это правило не выполняется и на большинстве товаров, сделанных в других странах (например, в Китае), стоит штамп "Сделано в Германии".

Некоторые крупные компании используют маркетинговые и рекламные фразы, такие как "Сделано Mercedes-Benz", "Сделано BMW", "спроектировано в Германии", "спроектировано и разработано в Германии»" Это указывает на то, что место производства менее важно, чем раньше.

В настоящее время продукцию можно маркировать "Сделано в Германии" даже если она на более чем на 90% изготовлена за рубежом, если в Германии всего лишь произошла ее окончательная сборка. Например, в США используется более точное наименование страны происхождения комплектующих. В Германии же считается, что на компьютер, у которого материнская плата, жесткий диск, видео-карта, DVD-привод сделаны в других странах, всё равно можно ставить штамп "Сделано в Германии". Главное, что разработка, дизайн и контроль качества сделаны в соответствии с немецкими ценностями (хотя неизвестно сотрудники каких национальностей в этом участвовали).


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх