Подробно о главном

9 992 подписчика

Свежие комментарии

  • zygmund nedialkow
    Это говорит о том что следующая на экономическую ликвидацию Европа.Как США кинули Фр...
  • Владимир 123
    Этим чиновникам до наших полковников еще расти,да расти...В Афганистане у ч...
  • галина
    Хорошо бы потрясти наших чиновников. Сколько бы денег появилось у казны.В Афганистане у ч...

«Суррогатные» 18 миллиардов долларов от МВФ ставят Россию перед непростым выбором

«Суррогатные» 18 миллиардов долларов от МВФ ставят Россию перед непростым выбором

Итак, то, о чем мы предупреждали ранее, произошло. Международный валютный фонд (МВФ) произвел «историческое» и самое масштабное по объемам распределение так называемой «финансовой помощи» в виде SDR, эквивалентной сумме в 650 миллиардов долларов, из которой нашей стране досталось 17,48 миллиарда. Как же будут использованы эти денежные суррогаты?

Да, SDR (Special Drawing Rights) – это никакие не деньги, а их заменители, или специальные права заимствования. Этот финансовый инструмент был искусственно создан МВФ, не имеет физической формы, может храниться только на счетах Центральных банков и быть использованным лишь в очень ограниченном виде платежных операций. Special Drawing Rights появились в 1969 году перед крахом Бреттон-Вудской системы, и предполагалось, что они смогут выполнять функцию золота и доллара в резервах Центробанков. Первоначально курс SDR к доллару был установлен 1 к 1. Однако роль «бумажного золота» специальные права заимствования не осилили, сегодня их курс определяется на основе курсов обменной корзины ведущих мировых валют – доллара, британского фунта, евро, китайского юаня и японской йены. Представители экспертного сообщества отмечают, что Special Drawing Rights за рамками нескольких платежных операций по линии МВФ уже не актуальны.

Так зачем же тогда с такой помпой осуществляется этот «аттракцион неслыханной щедрости»?

Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева считает решение о масштабном распределении SDR верным и своевременным, должным послужить на благо всех стран-членов организации. Мы же оставим за собой право в этом усомниться, и вот почему.

Если б МВФ распределил между своими партнерами «живые» деньги, то их можно было бы использовать для развития национальных экономик, вложений в инфраструктуру или увеличение потребительского спроса в условиях последствий коронавирусного кризиса. Однако основным предназначением SDR являются транзакции в рамках Международного валютного фонда. Чтобы «монетизировать» специальные права заимствования, необходимо договориться с другой страной, согласной обменять их на реальную валюту. Но тут есть один важный нюанс: у страны, обменявшей часть своих Special Drawing Rights на «живые» деньги, возникает чистое обязательство по уплате процентов. Средняя ставка по SDR составляет 3,8%. На первый взгляд, не так и много, но для беднейших государств, ради помощи которым все якобы затевается, это означает дополнительное долговое бремя. Богатые страны, прикупившие SDR, напротив, начнут зарабатывать на процентах, получаемых у бедных. Но есть и еще более сомнительные пути для «монетизации» SDR. Так, МВФ может предоставить валютное финансирование в рамках кредитной программы, однако взамен потребует от должника исполнения навязанных ему фондом условий.

Все это мы уже когда-то проходили и больше не хочется. Очевидно, что «великое благо» по версии МВФ состоит в том, чтобы богатые страны стали еще богаче, а бедные – еще беднее. Наиболее выигравшими от данного «аттракциона неслыханной щедрости» будут Соединенные Штаты, чья квота в Международном валютном фонде составляет 17,4%. У России она составляет всего 2,71%, что дало нам право на получение денежных суррогатов, оцениваемых в 17,48 миллиарда долларов. Итак, как же можно ими распорядиться?

Во-первых, полученные SDR можно просто оставить без движения на счетах Центрального банка РФ, увеличив за счет этого свои международные резервы. От этого нам не будет ни горячо, ни холодно.

Во-вторых, можно поучаствовать в «благотворительности», на которую прямым текстом намекала глава МВФ Кристалина Георгиева. В таком случае Россия должна будет передать все специальные права заимствования ряду беднейших стран, которые смогли бы использовать их для расчетов по долгам перед самим Международным валютным фондом, а также для того, чтобы попытаться их монетизировать и, следовательно, влезть в новые долги перед богатыми странами, о чем мы говорили выше.

В-третьих, Москва может попробовать помочь Минску, который находится в тяжелом экономическом положении из-за введенного режима западных санкций. Тут есть два основных варианта. При первом Россия безвозмездно передаст Белоруссии все свои Special Drawing Rights, чтобы та могла обслуживать свои внешние долги. Во втором варианте Москва обменяет принадлежащие Минску SDR на «живые» деньги, по сути прокредитовав Беларусь под ставку в 3,8%. Не исключено, что в той или иной форме произойдет комбинирование этих двух базовых сценариев.

Таким образом, наша страна стоит перед выбором: сыграть в «акулу капиталистического мира», побыть благотворителем или просто воздержаться.

Автор: Сергей Маржецкий

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх