Подробно о главном

9 943 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Лагуткин
    Так кто вас здесь держит!? Есть же рядом и чистая, и незалежная, с настоящими хероями, с европейскими ценностями. В...Псы войны. Что де...
  • Виктор Шиховцев
    Были дурачки, которые надеялись на другое?Вашингтон позволи...
  • Виктор Шиховцев
    Нужно быть наивным дурачком, чтобы ждать от них другого.Посол РФ о подгот...

Myśl Polska (Польша): на подлете российские гражданские самолеты

Myśl Polska (Польша): на подлете российские гражданские самолеты

«Это просто хамство», — процедил через зубы Владимир Путин, комментируя новость об акции, направленной против флагманского российского проекта — пассажирского самолета МС-21. Западные поставщики материалов разорвали контракты и прекратили поставки.

Реализация масштабного дорогостоящего проекта могла оказаться под угрозой, но удар оказался не смертельным. Российское руководство решило побороться: от инициативы не только не откажутся, но и доведут долю российских компонентов в новой машине до 97%, что обеспечит полную независимость от шагов враждебно настроенных конкурентов. Полностью российский магистральный самолет? Фантастика, говорили эксперты. Невозможно? В России возможно все, отвечали власть. Импортозамещение пришло в очередную отрасль. Россия запустила процесс замены импортной продукции отечественной давно, но программа набрала обороты после введения санкций в 2014 году.

О создании двухмоторного турбореактивного Магистрального самолета XXI века заговорили в начале 2000-х годов, однако, на развертывание такой программы требуется полтора десятка лет, а Россия после катастрофы 1990-х лишилась значительной части авиационного производства. Дело было простое: прозападные реформаторы поместили неподготовленную к этому промышленность в рамки требований ВТО, и экологические нормы в отношении двигателей оказались для нее убийственными.

Рынок захватили западные производители, в российском небе до сих пор занимают доминирующую позицию «Боинг» и «Эйрбас».

Первые шаги были скромными, ведущую роль в сборке нового самолета играли… американские компании. Именно они поставляли сибирскому производителю современные композитные материалы, электронику и авионику. 8 июня 2016 года корпорация «Иркут» представила проект самолета, а 28 мая 2017 года в Сибири состоялся первый полет. Доля российского вклада в производство была вначале весьма скромной и составляла всего 38%. Это было связано как с отсталостью материально-технической базы авиационной промышленности, так и с ориентацией либеральных элит, которые делали ставку на международное сотрудничество. Оно работает по своим правилам, а как они трактуются, россияне смогли довольно скоро увидеть сами.

В 2018 году появились санкции США, вводящие запрет на сотрудничество с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» и Ростехом, а также передачу им промышленных технологий. Первый серьезный удар по МС-21 нанесли в январе 2019 года: американские и японские компании прекратили поставку композитных материалов, необходимых для создания крыла самолета.

Композитное крыло — это достижение российских конструкторов, которое можно сравнить с самыми современными конструкциями конкурентов — «Боинга» или «Эйрбаса». Впервые такое решение было использовано в более легких самолетах — «Боинг 737». Россиянам удалось найти поставщика: в Татарстане сохранилось предприятие химического машиностроения, которое могло поставить композиты. В итоге появилась оригинальная российская конструкция: «черное крыло» МС-21.

Вторая область столкновения касалась двигателя. Первые четыре экземпляра МС-21 были оборудованы американскими двигателями «Пратт энд Уитни», но после первых санкционных ударов было решено использовать российскую конструкцию. На сцене появился российский турбовентиляторный двигатель ПД-14 с максимальной тягой 14 тонн, который создали в пермском бюро «ОДК-Авиадвигатель» (оно входит в госкорпорацию «Ростех»). Это совершенно новая конструкция, которая базируется на российских технологиях. Сконструировать двигатель гораздо сложнее, чем самолет, так что его разработка велась с начала века. В декабре 2020 года состоялся первый тестовый полет МС-21 с двигателями ПД-14.

Россияне хотят начать осуществлять коммерческие перевозки на МС-21 уже в следующем году. Вопрос, идет ли в данном случае речь исключительно о «национальной гордости» и восстановлении былой славы авиационной империи? Необязательно. Сейчас залогом устойчивой позиции государства и благополучия его граждан становится владение технологиями. Россияне прекрасно это понимают, и поэтому активно занимаются развитием военных технологий, благодаря чему им удается пресечь агрессивные поползновения значительно превосходящих их по силе противников. То, что служило армии, теперь послужит благу граждан.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Анджей Щенсняк (Andrzej Szczęśniak)

Фото: © РИА Новости, Владимир Астапкович

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх