Подробно о главном

9 853 подписчика

Свежие комментарии

ВМС РФ могут пополниться двумя авианосцами: что за корабли заложены в Крыму

ВМС РФ могут пополниться двумя авианосцами: что за корабли заложены в Крыму

Дискуссия о том, нужны России свои авианосцы или нет, длится уже многие годы. Усложняет вопрос то, что единственный отечественный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» показал себя на деле не самым лучшим образом. Проекты «Шторм» и «Ламантин», похоже, останутся на бумаге еще не одно десятилетие, однако, по всей видимости, ВМС РФ все же могут в обозримом будущем получить пару легких авианосцев. Как же такое может быть возможным?

В прошлом году в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Они считаются нашим ответом на так и не поставленные французские вертолетоносцы «Мистрали». Все комплектующие для обоих кораблей должны быть строго отечественного производства. УДК предназначены для перевозки тысячи морпехов, 75 единиц бронетехники, 4 десантных катера, а также 16 вертолетов: Ка-29, Ка-27, Ка-31(РЭР), ударных Ка-52К и нескольких беспилотников. С учетом того, что Москва теперь проводит активную внешнюю политику, задействуя свои воинские контингенты за рубежом, корабли будут явно нелишние. Однако есть вероятность, что обоим УДК предначертана несколько иная судьба. Намек на это сделал лично президент Путин:

"Они хорошие, современные.

Мы даже планировали их немножко переделать и использовать для других целей. Практически то же самое, но для других целей. Но сейчас не буду пока об этом говорить."

Для других целей? Это уже интересно. Если посмотреть на всю короткую историю их строительства, то можно заметить, как непрерывно растет водоизмещение кораблей. Сперва фигурировала цифра в 15 тысяч тонн, затем 20 тысяч, потом 30 тысяч тонн. Последняя официально озвученная цифра водоизмещения обоих УДК составляет 40 тысяч тонн. Получаются корабли очень приличных размеров. К слову, у «Адмирала Кузнецова» полное водоизмещение составляет 59,1 тысяча тонн, а у японского вертолетоносца «Идзумо» «тип 22DDH» – 27 тысяч тонн. Про эти два корабля мы вспомнили не зря, поскольку тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал» первоначально проектировался как вертолетоносец, а оба своих вертолетоносца Токио недавно решил превратить в легкие авианосцы, оснастив их американскими самолетами F-35.

Поневоле приходится задаться вопросом, а не могут ли в дальнейшем оба российских УДК так же аналогично трансформироваться? Возможность куда-то перебросить две тысячи морпехов с бронетехникой – это хорошо, но иметь на Черном или Средиземном море парочку авианесущих кораблей – еще лучше. Правда, тогда возникает второй вопрос, а какие самолеты могут разместиться на «Иване Рогове» и «Митрофане Москаленко». Если проблемы с посадкой возникали у значительно более крупного «Кузнецова», то что говорить о переделанных УДК?

И тут можно вспомнить о том, что под занавес существования СССР у нас уже был создан Як-141, сверхзвуковой всепогодный палубный истребитель, который и был предназначен для использования на «Адмирале Кузнецове» и его собратьях. Уникальный самолет поставил массу рекордов, но на перспективном проекте поставил крест распад Советского Союза, который сделал Як-141 никому не нужным. Формальным поводом для сворачивания работ стала авария истребителя при посадке, а серийное производство так и не началось. Интересно, что по мнению американского издания Task and Purpose, корпорация Lockheed Martin могла вдохновиться советским истребителем при создании своего «уникального» F-35, поскольку в свое время не побрезговала сотрудничеством с ОКБ Яковлева:

Почти наверняка данные, собранные из старого советского проекта СВВП, использовались при разработке варианта VTOL F-35 Joint Strike Fighter. Это означает, что F-35 хотя бы частично своим существованием обязан программе вооружений советской эпохи.

Вот так вот... А нам все время говорят, что это США впереди планеты всей.

В России с 2017 года ведется разработка нового самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Срок реализации обновленного проекта, в основу которого явно лягут наработки по Як-141 и его версии под названием Як-201, оцениваются в 7-10 лет. Сверхзвуковые истребители СВВП смогут использоваться как на авианесущих кораблях, так и на суше, где нет подготовленных взлетно-посадочных полос. Если этот проект будет реанимирован и модернизирован, Россия получит прекрасный многоцелевой самолет, который сможет послужить и на суше, и в палубной авиации, а ВМС РФ пополнятся двумя легкими авианосцами.

Автор: Сергей Маржецкий

Использованы фотографии: АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх