Подробно о главном

9 825 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галя Иванова21 января, 19:14
    сумасшедшие глаза. Посадить лет на 20-может быть успокоится.Развал России и п...
  • Михаил Козлов21 января, 18:24
    Люди русские, доверие к людям очень хорошее качество, но надобно помнить о лютых врагах нашего Отечества и отвечать п...Возвращение джедая.
  • Галя Иванова21 января, 17:07
    Детей остановить.Поход на митинг з...

Отмороженные уши: США опять собрались патрулировать Арктику у границ России

Чем грозят американские авианосцы в Баренцевом море российскому флоту

Виктор Сокирко

Отмороженные уши: США опять собрались патрулировать Арктику у границ России

Экипаж быстроходной подводной лодки класса Seawolf, USS Connecticut (SSN 22) после всплытия в Полярном круге во время ледовых учений (ICEX) 2020. (Фото: Zuma/TASS)

Нынешнее заявление министра ВМС США Кеннета Брейтуйта о том, что американские силы начнут регулярное патрулирование у российских берегов в Арктике, далеко не первое и уж точно — не сенсационное. Ещё в 2009 году Вашингтон принял арктическую «дорожную карту», расширяющую морские операции в этом регионе. В 2013 году Пентагон опубликовал специальную Арктическую стратегию, предписывающие ВМС отвечать демонстративными маневрами на попытки любых стран (понятно — какой именно) ограничить проход американских коммерческих судов и военных кораблей в арктических водах.

Корабли США не частые гости в северных морях. За последние 30 лет в Заполярье американские авианосцы побывали дважды. В 1991 году сюда добрался авианосец «Америка» — USS America CV-66 (его списали в 1996 году). В конце октября 2018 года покорять Север из военно-морской базы в Норфолке отправился авианосец «Гарри Трумен» — USS Harry S. Truman CVN-75. Тот принял участие в маневрах НАТО «Единый трезубец».

Впрочем, дальше берегов Норвегии из-за плохих погодных условий «Гарри Трумен» продвинуться не смог и вскоре ушел туда, где потеплее — в Средиземное море. Здесь можно сделать небольшую ремарку — авианосец при шторме в 5−6 баллов становится бесполезен, так как самолёты, его главное оружие, не в силах взлетать и садиться на палубу. К тому же «Гарри Трумен» в Заполярье банально обледенел, часть оборудования вышла из строя.

В США от дальнейших планов по осуществлению контроля в Арктике не отказались. В том же году об этом заявил бывший уже министр ВМС Ричард Спенсер. В интервью изданию The Wall Strit Journal он выдал невероятную по мощи сентенцию: «Да, концепция состоит в том, чтобы направиться туда». Скромно добавил, что планирование подобной операции находится на ранней стадии. В общем, разговор ни о чем. Но заявка сделана и все должны понимать, что «ситуация под контролем». Естественно — под контролем США. При этом не то, что даже название конкретного корабля, который покорит Арктику, ни даже его тип не озвучен. Про авианосец тогда точно не упоминалось.

Как Соединенные Штаты сейчас планируют организовать патрулирование арктического региона у российских границ? Что стоит за словами Кеннета Брейтуэйта: «Вы снова увидите более постоянную деятельность ВМС за Северным полярным кругом», которые цитирует портал Breaking Defence?

К слову, Брейтуэйт, который получил образование в военно-морской академии в Аннаполисе, «морским волком» не является — он был директором по связям с общественностью, в должности которого состоял на авианосце «Америка» ещё до похода в Арктику. Сейчас он говорит, что США могут прибегнуть к аренде ледоколов у союзников, чтобы сократить количественный разрыв в обеспечении такими судами с Россией и Китаем. У кого арендовать? Ледоколов способных проходить льды толщиной более одного метра (в Арктике меньше почти не бывает) кроме России нет ни у какой другой страны.

— Освоение Арктики невозможно без многолетнего опыта и практики нахождения в этих широтах, — считает известный российский полярный исследователь Дмитрий Шпаро. — Прежде, чем заявить о готовности осваивать этот регион, нужны свои Челюскины, Седовы, Чкаловы, Папанины, написавшие уникальные страницы в истории освоения полярных рубежей. Чужие здесь не ходят, а неподготовленные — уж тем более.

Вот, насколько мне известно, сейчас наши военные активно используют остров Котельный, входящий в архипелаг Новосибирских островов. Там восстановлен аэродром, там стоит подготовленный к северным условиям гарнизон. На этом острове находится могила врача Германа Вальтера из полярной экспедиции российского исследователя Эдуарда Толля. А еще ранее, в начале 18-го века, здесь хаживал казак Яков Пермяков. Арктику Россия впитывала по крупинке, по льдинке. Тут все пути-дороги прописаны не только на картах, но и в богатейшем опыте. Поэтому эти места в полном смысле слова можно назвать русскими. В том числе — благодаря нашему ледокольному флоту, который способен бороздить эту акваторию в любое время года.

Соединенные Штаты тоже хотели бы резать многометровый лед своими ледоколами и пенить воды Северного Ледовитого океана винтами боевых кораблей. Но такой возможности у американцев просто нет. Памятна недавняя история, когда Береговая охрана США отказалась от проведения учений в Арктике по причине того, что их единственный пригодный к походу ледокол мог не справиться с торосами и… запросил помощи у русских.

ВМС США действительно не располагают боевыми кораблями, предназначенными для действия в полярных широтах. В отличии даже от соседней Канады, правительство которой подписало контракт на строительство пяти прибрежных патрульных кораблей арктической зоны AOPS Arctic Offshore Patrol Ship, предназначенных для расширения своих возможностей по контролю в Канадском арктическом архипелаге. Первый из них должен был вступить в строй в 2018 году.

Еще дальше продвинулась в этом плане Россия, которая помимо мощного гражданского ледокольного флота сделала ставку и на боевые ледоколы — их вооружение будет сопоставимо с кораблями класса эсминец. Предполагается, что первый из них — «Иван Папанин» (проект 23550, ввод в эксплуатацию 2021 г.) вооружат крылатыми ракетами «Калибр» и 76-мм артиллерийской установкой АК-176МА, выполненной по технологии «стелс».

Кстати, некоторые советские ледоколы и прежде имели на борту вооружение (спаренные зенитные установки) и радары управления огнем.

Впрочем, не будем упрощать угрозу новых американских притязаний на Арктику. Ледоколов у США, действительно, пока нет. Однако корабли ВМС США вполне могут дойти по «чистой воде» до Баренцева моря. А оттуда рукой подать до баз российского Северного флота. Американские АПЛ способны приблизиться к российским берегам и подо льдами Северного Ледовитого океана. Подобную практику патрулирования американские субмарины давно и регулярно используют. Не всегда, правда, успешную. Порой во льдах застревают.

Прецеденты со спасением американцев в Арктике были, когда в 2015 году российские вертолетчики, совершавшие плановый (а может — и не плановый) облет одного из районов, обнаружили вмерзшую в лед американскую атомную подводную лодку класса «Сивулф». Из торосов торчала лишь небольшая верхняя часть рубки субмарины, которая проходила шестимесячное боевое дежурство и совершила не совсем удачное всплытие.

О том, что американские подводники попали в беду, свидетельствовали и следы использования сигнальной дымовой шашки красного цвета. Русские приземлились рядом и бензопилами выпилили лед вокруг рубки, освободив из плена экипаж, который не мог самостоятельно попасть на поверхность. Затем пробили полынью вокруг всего корпуса подлодки и, пожелав американцам «семь футов под килем», улетели восвояси.

Та история имела широкий резонанс и в самих США, где, естественно, заподозрили в произошедшем традиционное русское «коварство». Ну, и осадочек в отношении собственного подводного флота остался. «Американские подводники оказались не лучшим образом готовы к войне с русскими в Арктике», — писали тогда американские газеты. Памятуя еще инцидент 2011 года, когда во время проведения арктических учений Ice Exercise во льдах застряла субмарина Connecticut с участниками научной экспедиции на борту. Тогда американцы справились своими силами при помощи электропил и специальных инструментов, которые помогли им выбраться из ледового плена.

Один из последних случаев на подобную тему — застрявшая в северных льдах АПЛ типа «Лос-Анджелес» Hartford, принимавшая участие в учениях Ice Exercise-2018. По замыслу учений, подлодка, выполнив ряд маневров, чтобы стать незамеченной для условного противника, должна была всплыть и провести пуски крылатых ракет «Томагавк». Что-то пошло не так. И субмарина крепко вмерзла в лёд, так и не выполнив учебно-боевую задачу. Россияне на помощь не успели, хотя и были готовы — американские подводники вызвали свой вертолёт, чтобы вызволить лодку из ледяного плена.

Тем не менее, не смотря на существенное российское военное преимущество по численности и обычным вооружениям в Арктике, было бы наивным полагать, что «арктические соседи» не строят планов по господству в этом богатейшем и перспективном во многих отношениях регионе земного шара. Помимо России арктические сектора есть у Дании (Гренландии), Норвегии, Канады и США. Для последних этот регион, как это водится, включен в сферу национальных интересов. Со всеми вытекающими последствиями — американцы явно намереваются доминировать и в самом холодном и необжитом месте планеты.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх